Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости
Страница 2

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости

По своему психологическому содержанию первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений: ролевых и межличностных.

Представления о том, как необходимо исполнять социальные роли, определяющие «контуры» нашего поведения и характер взаимодействия в семье, должны либо быть, либо стать совместными у супругов. Базовыми для данного процесса выступают представления о целях супружеского союза, в которых выражается мотивация супругов.

Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака первичная адаптация включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей.

Большое значение для стабильности брака имеет и согласованность межличностных ролей. Эта проблема более всего раскрывается в рамках адаптивного подхода к супружеской совместимости.

Межличностная адаптация супругов имеет три взаимосвязанных аспекта: аффективный (эмоциональная составляющая отношений), когнитивный (степень их понимания) и поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение). Практически следствия из этого теоретического положения важны и понятны: успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень взаимопонимания и развитые умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать, не перебивая, и взаимодействовать на равных.

Большинство качеств, способствующих успешной личностной адаптации, связано с коммуникативными свойствами личности.

В ходе общения между людьми могут возникать специфические барьеры, при которых и информация, и её отправитель не воспринимаются другой стороной. Любая реализуемая в коммуникации информация может быть двух основных типов: констатируюшая (простое сообщение) и побудительная (выражающаяся в приказе, просьбе или совете).

Отношения между участниками взаимодействия – общественные или межличностные, которые сполна проявляются в общении. Межличностные отношения отвечают за тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень его выраженности. Своеобразная эмоциональная окраска неизбежно присутствует в любом взаимодействии, и хотя последнее относительно независимо от неё, достижение конечного результата действенного контакта существенно определяется характером межличностных отношений.

Таким образом, для того, чтобы в общении супругов в период первичной адаптации было эффективно осуществлено взаимодействие, межличностные их отношения должны быть максимально благожелательными и в подлинном смысле этого слова совместимы. Взаимодействие на одном лишь социально-ролевом уровне разрушает семью.

Говоря о перцептивной стороне общения, т.е. восприятии людьми друг друга, следует подчеркнуть, что в ней также кроются многие причины нарушений супружеских взаимоотношений. Супруги далеко не всегда учитывают во взаимоотношениях индивидуальные и возрастные особенности друг друга, а порою просто не замечают происходящих с течением времени изменений. Процесс познания другого (и себя через него) осуществляется с помощью двух механизмов. Прежде всего это механизм идентификации (буквально: уподобления себя другому, постановки себя на его место). Избыточная эгоцентричность, недостаток эмпатии, уподобленная другому через сочувствие и доверие к нему зачастую блокируют правильное восприятие человека. А это значит, что и перцептивная сторона общения (а следовательно и успешность в целом) также основывается на нормальном характере межличностных взаимоотношений. Второй механизм взаимопонимания - это рефлексия, или осознание того, как мы воспринимаемся партнёром по общению. Нормальные отношения не могут быть построены без учёта того, какими мы видимся другим, и именно из-за отказа от восприятия своего образа как бы глазами другого взаимоотношения супругов часто нарушаются.

Страницы: 1 2 3


Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...

Понятие взаимодействия в социальной психологии. Типы взаимодействий
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основной идеей осуществления такого описания – было фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов ...

Миф пятый
Ухудшение сексуальных отношений. Интимные отношения конечно же изменятся, ведь теперь «на пути» стоит ребенок Несколько недель женщине требуется просто на то, чтобы прийти в себя. К тому же она, вероятно, недосыпает, так как кормит малыша ночью, укладывает спать. Муж далеко не сразу готов настроиться на то, что после родов придется дел ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru