Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской
совместимостиСтраница 2
По своему психологическому содержанию первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений: ролевых и межличностных.
Представления о том, как необходимо исполнять социальные роли, определяющие «контуры» нашего поведения и характер взаимодействия в семье, должны либо быть, либо стать совместными у супругов. Базовыми для данного процесса выступают представления о целях супружеского союза, в которых выражается мотивация супругов.
Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака первичная адаптация включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей.
Большое значение для стабильности брака имеет и согласованность межличностных ролей. Эта проблема более всего раскрывается в рамках адаптивного подхода к супружеской совместимости.
Межличностная адаптация супругов имеет три взаимосвязанных аспекта: аффективный (эмоциональная составляющая отношений), когнитивный (степень их понимания) и поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение). Практически следствия из этого теоретического положения важны и понятны: успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень взаимопонимания и развитые умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать, не перебивая, и взаимодействовать на равных.
Большинство качеств, способствующих успешной личностной адаптации, связано с коммуникативными свойствами личности.
В ходе общения между людьми могут возникать специфические барьеры, при которых и информация, и её отправитель не воспринимаются другой стороной. Любая реализуемая в коммуникации информация может быть двух основных типов: констатируюшая (простое сообщение) и побудительная (выражающаяся в приказе, просьбе или совете).
Отношения между участниками взаимодействия – общественные или межличностные, которые сполна проявляются в общении. Межличностные отношения отвечают за тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень его выраженности. Своеобразная эмоциональная окраска неизбежно присутствует в любом взаимодействии, и хотя последнее относительно независимо от неё, достижение конечного результата действенного контакта существенно определяется характером межличностных отношений.
Таким образом, для того, чтобы в общении супругов в период первичной адаптации было эффективно осуществлено взаимодействие, межличностные их отношения должны быть максимально благожелательными и в подлинном смысле этого слова совместимы. Взаимодействие на одном лишь социально-ролевом уровне разрушает семью.
Говоря о перцептивной стороне общения, т.е. восприятии людьми друг друга, следует подчеркнуть, что в ней также кроются многие причины нарушений супружеских взаимоотношений. Супруги далеко не всегда учитывают во взаимоотношениях индивидуальные и возрастные особенности друг друга, а порою просто не замечают происходящих с течением времени изменений. Процесс познания другого (и себя через него) осуществляется с помощью двух механизмов. Прежде всего это механизм идентификации (буквально: уподобления себя другому, постановки себя на его место). Избыточная эгоцентричность, недостаток эмпатии, уподобленная другому через сочувствие и доверие к нему зачастую блокируют правильное восприятие человека. А это значит, что и перцептивная сторона общения (а следовательно и успешность в целом) также основывается на нормальном характере межличностных взаимоотношений. Второй механизм взаимопонимания - это рефлексия, или осознание того, как мы воспринимаемся партнёром по общению. Нормальные отношения не могут быть построены без учёта того, какими мы видимся другим, и именно из-за отказа от восприятия своего образа как бы глазами другого взаимоотношения супругов часто нарушаются.
Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его развитие. Дети,, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомото ...
Приведите примеры ситуаций, в которых они
сталкиваются с этими условиями
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы моти ...
Представление, пол и нарратив
В теории фильма, как правило, взгляд всегда вызывает определенные тендерные коннотации. В классической версии женщина узурпирует пространство видимого и играет эксгибиционистскую роль. Женщину репрезентирует ее визуальное представление, а сама она определяется через бытие-под-взглядом (looked-at-ness). Взгляд, наблюдающий за этим предст ...