Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости
Страница 2

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости

По своему психологическому содержанию первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений: ролевых и межличностных.

Представления о том, как необходимо исполнять социальные роли, определяющие «контуры» нашего поведения и характер взаимодействия в семье, должны либо быть, либо стать совместными у супругов. Базовыми для данного процесса выступают представления о целях супружеского союза, в которых выражается мотивация супругов.

Помимо достижения большего соответствия в мотивации брака первичная адаптация включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей.

Большое значение для стабильности брака имеет и согласованность межличностных ролей. Эта проблема более всего раскрывается в рамках адаптивного подхода к супружеской совместимости.

Межличностная адаптация супругов имеет три взаимосвязанных аспекта: аффективный (эмоциональная составляющая отношений), когнитивный (степень их понимания) и поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение). Практически следствия из этого теоретического положения важны и понятны: успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость, высокую степень взаимопонимания и развитые умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать, не перебивая, и взаимодействовать на равных.

Большинство качеств, способствующих успешной личностной адаптации, связано с коммуникативными свойствами личности.

В ходе общения между людьми могут возникать специфические барьеры, при которых и информация, и её отправитель не воспринимаются другой стороной. Любая реализуемая в коммуникации информация может быть двух основных типов: констатируюшая (простое сообщение) и побудительная (выражающаяся в приказе, просьбе или совете).

Отношения между участниками взаимодействия – общественные или межличностные, которые сполна проявляются в общении. Межличностные отношения отвечают за тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень его выраженности. Своеобразная эмоциональная окраска неизбежно присутствует в любом взаимодействии, и хотя последнее относительно независимо от неё, достижение конечного результата действенного контакта существенно определяется характером межличностных отношений.

Таким образом, для того, чтобы в общении супругов в период первичной адаптации было эффективно осуществлено взаимодействие, межличностные их отношения должны быть максимально благожелательными и в подлинном смысле этого слова совместимы. Взаимодействие на одном лишь социально-ролевом уровне разрушает семью.

Говоря о перцептивной стороне общения, т.е. восприятии людьми друг друга, следует подчеркнуть, что в ней также кроются многие причины нарушений супружеских взаимоотношений. Супруги далеко не всегда учитывают во взаимоотношениях индивидуальные и возрастные особенности друг друга, а порою просто не замечают происходящих с течением времени изменений. Процесс познания другого (и себя через него) осуществляется с помощью двух механизмов. Прежде всего это механизм идентификации (буквально: уподобления себя другому, постановки себя на его место). Избыточная эгоцентричность, недостаток эмпатии, уподобленная другому через сочувствие и доверие к нему зачастую блокируют правильное восприятие человека. А это значит, что и перцептивная сторона общения (а следовательно и успешность в целом) также основывается на нормальном характере межличностных взаимоотношений. Второй механизм взаимопонимания - это рефлексия, или осознание того, как мы воспринимаемся партнёром по общению. Нормальные отношения не могут быть построены без учёта того, какими мы видимся другим, и именно из-за отказа от восприятия своего образа как бы глазами другого взаимоотношения супругов часто нарушаются.

Страницы: 1 2 3


Группы риска трудовой деморализации
Несомненно, что для любой организации не очень хорошо иметь в коллективе сотрудников, которые входят или потенциально могут входить в так называемую группу риска. Группа риска – это определённое сообщество, сформированное по конкретному признаку, потенциально или реально представляющее опасность для общества. Главным признаком группы р ...

Методы изучения
Экспериментальные Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей. В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные св ...

Возрастные периоды развития: подростковый и юношеский возраст
(11-15 лет) Подростк. возраст - особ фаза психич развития - фаза перехода от детства к взрослости. В подрост возрасте растущ чел выходит на кач-но новую соци позицию, здесь реально формир его сознате отнош к себе, как к члену общества. Так, ведущ д-ю этого периода явл общественно-полезная д-ть, а осн новообраз - появ чув-ва взрослости. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru