Коррекционная работа по развитию задержки речи. Логопедическое обследование детей с задержкой речи
Страница 2

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Коррекционная работа по развитию задержки речи. Логопедическое обследование детей с задержкой речи

удерживать на слух воспринятый материал;

слышать звучание чужой и своей речи;

исправлять ошибки в собственной речи;

анализу и синтезу звукового состава слова или умению” выделять конкретные звуки:

а) из ряда звуков;

б) из открытого слога;

'в) из закрытого слога;

г) из состава слова;

делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги и слова;

делить предложения на слова.

За время занятий дети изучают почти все звуки и все основные дифференциации; взрывные—фрикативные, звонкие— глухие, свистящие — шипящие, твердые — мягкие и т. д.

После такой подготовки дети легко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Обследование состояния связной речи детей также проводится методом индивидуального обследования, суть которого – исследование выявлений возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до собственного творчества. И чаще всего полученные результаты показывают, что многие дети испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний; у них небогатый словарный запас, в речи нет образных выражений, мало прилагательных, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, упуская при этом важные моменты в сюжете картины. В работе по серии картин не могут или затрудняются определить последовательность изложенных событий, выявить причинно-следственные отношения между ними. [27, с.157]

Однако, как показала практика, не все дети за один год могут овладеть звуковым анализом и синтезом слов, грамотно писать, красиво и правильно говорить. При обследовании таких детей выявлена задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые зафиксировано Р.Е. Левиной в институте дефектологии и определено как общее недоразвитие речи.

Задержка речи может быть и следствием заикания.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Их самостоятельные высказывания начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь таких детей изобилует эмболами, встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, они упускают главное содержание мысли. Часто заикание сопровождается коническими, тоническими или смешанными судорогами и сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями).

Наряду с особенностями речи у заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключаться с одного объекта на другой. Bce это проявляется на фоне быстрой утомляемости.

Таким детям необходим щадящий режим: не торопить их во время беседы, говорить с ними спокойным тоном. В период обострения заикания нужно направить ребенка на лечение к психиатру.

Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно. Успех ее зависит от раннего начала и систематичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи.

Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика, которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного аппарата большое значение имеет рано начатая логопедическая работа. Немаловажное значение имеет и индивидуальный подход.

Логопедическое обследование уточняет уровень развития речи на данном этапе, а коррекционная работа поможет ребенку в последующей социальной адаптации. Логопед дает обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с данной задержкой развития речи.

Анализ логопедического исследования указывает на необходимость целенаправленной, развивающей, системной коррекционной работы по развитию речи, формированию умений и навыков связного говорения.

Страницы: 1 2 


Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...

Нарушения мозгового кровообращения (ОНМК)
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) является одной из основных причин смерти и инвалидизации взрослого населения. За последние годы отмечается рост сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе инсультов. В 1989 г. число впервые зарегистрированных лиц с цереброваскулярной патологией составило 253,5 на 100 тыс. населения, в 1 ...

Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды. 1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. выделяют следующие требования к навыкам и способностям людей, необходимым для их эффективной ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru