Введение
Страница 1

Одним из основных отличий человека от животного мира, обличием, отражающим закономерности его физиологического, психологического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью.

А.Н. Леонтьев писал, что речь «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применение разных речевых средств».

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речь является и важнейшей социальной функцией, т.к. предполагает непременное условие общения ребенка со взрослыми. Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

По данным нейрофизиологических исследований установлено, что при интенсивном и разнообразном потоке информации, поступающей в мозг ребенка, происходит быстрое функциональное и анатомическое созревание ЦНС, но при этом необходимо учитывать возраст, психическое и физическое состояние ребенка.

Речевая деятельность осуществляется в соответствии с определенными правилами: лексическими, морфологическими, фонетическими, синтаксическими - свойственными данному языку или диалекту на данном этапе его исторического развития. Совокупность этих правил - языковых норм- образует языковую систему. Языковая система - язык - система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания.

Под влиянием ряда факторов (требований общественной практики, усложнений мышленья, событий в истории народа, внутренних законов развития языка или диалекта, взаимовлияния языков в речевой деятельности возникают колебания в применении тех или иных языковых норм, борьба между взаимопротиворечащими нормами, из которых одна, в конце концов, получает преобладание в речи большинства представителей данного языка или диалекта. Тем самым устаревшая языковая норма заменяется другой, и язык претерпевает соответствующие изменения. Под влиянием тех же факторов в речи создаются новые языковые нормы. Таким образом, язык постоянно совершенствуется путем борьбы речи с языковой системой.

Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Сегодня большое значение придают обучению детей с задержкой речи. При анализе имеющейся зарубежной литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей с задержкой развития речи:

Широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответственно, в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении. Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам – от поражений ЦНС и дефектов анализаторов до педагогической запущенности.

Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего, как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребенка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности (Англия, США).

Третий подход определяет группу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания, как детей с нарушением поведения. Учение рассматривается как форма поведения, являющаяся ведущей для данного возраста. (Германия)

Страницы: 1 2 3


Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга формирование коллектива при обучении детей с ОПФР. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: социально-психологический тренинг - один из способов формирования коллектива детей с интеллектуальной недостаточностью. В исследовании принимали участие дети специал ...

Эмоциональность
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: её мотивационной нап ...

Характеристика авторитарного типа
· Уместность авторитарности. Авторитарность хороша тогда, когда во главе иерархии состоит душевно здоровый умный человек с достойными целями и богатым жизненным опытом. Такой лидер в силу своей опытности может взять ответственность за единоличное решение на себя. Если коллектив молодой, а лидер сам неопытный или принять единоличное ре ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru