Заключение
Изучение гендерных особенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляется одним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Это обусловлено спецификой деятельности студенческих групп, отсутствием подавляющего влияния гендерных стереотипов, отсутствием жесткой статусной иерархии внутри группы. Все эти факторы могут способствовать «чистоте» исследований направленных на выявление гендерных особенностей лидерства.
Наиболее полно причины проявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны в социально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемые социально-ролевой теорией:
1) действие системы гендерных стереотипов;
2) необходимость соответствия поведения лидера своей гендерной роли;
3) механизм принятия лидеров обществом (в зависимости от пола);
4) негативные предубеждения против женщин-лидеров;
5) пути выхода из ролевого конфликта для женщин-лидеров.
Нами были рассмотрены особенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примере студенческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция не способствует конструктивному решению проблемы.
Одной из основных задач исследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какие требования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания от поведения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны, что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамках студенческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее: особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания от поведения лидеров женского и мужского пола.
Опираясь на иерархию Н.В. Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологической причастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это может стать целью будущих исследований в области психологии малых групп.
Классификация методов психологического исследования
Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологии:
1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяже ...
Межличностные отношения в детском коллективе. Межличностные отношения как показатель
психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или т ...
Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и
внутренних условий овладения общественно-историческим опытом
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной д-ти и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных пси ...