Совместимость партнёров. Понятие совместимости и аспекты её проявления на
различных уровнях. Понятие совместимости в психологической
литературе, виды совместимостиСтраница 1
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Исторически сложилось так, что большое количество психологических работ, посвященных этому феномену, было выполнено на материале изучения разнообразных малых групп. Правда, количество исследований в течение длительного времени никак не могло перейти в новое качество, однако относительно недавно изыскания известного психолога А.В.Петровского и его последователей позволило внести ясность в этот вопрос. (28)
В результате под групповой совместимостью к настоящему времени стали понимать социально-психологическую характеристику группы, проявляющуюся в способности её членов согласовать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. Обеспечение совместимости является одним из условий создания благоприятного психологического климата в коллективе. В данной системе мы рассматриваем совместимость в семье как малой социальной группе.(28)
Обозов Н.Н. определяет совместимость как эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворённостью отношений, ощущением единства, целостности пары (что выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости).(35).
Кричевский Р.Л. понимает под совместимостью максимальную степень взаимного удовлетворения потребностей и поведения друг друга.(30_
А.Н.Волкова отмечает в своём исследовании, что совместимость – это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности.(24)
Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворённость установившимися отношениями, совместной деятельностью в семье.(36)
Семья, семейный союз – специфическое сложное общественное отношение, в котором проявляются моральные, психические, физиологические и хозяйственно-бытовые связи между кругом лиц (членов семьи), порождающих общность их жизни и интересов.(28)
В социологическом смысле семья - союз лиц, проживающих совместно, объединённых брачными, родственными или иными личностными узами, характеризующихся взаимными интересами и заботой друг о друге.(20).
Начало семьи обычно кладёт брак, поэтому и при бездетных браках (или до появления в них детей) существует семья.(20)
Брак, супружество, семейный союз – давно устоявшиеся и предельно распространённая форма сожительства мужчины и женщины с целью создания семьи и рождения детей, продолжения рода и удовлетворения их личных чувств – любви, привязанности, сексуальных инстинктов.(15)
Для супругов общение является не только средством решения семейно-бытовых вопросов, но и самоцелью – как «общение ради общения».
Супружеские отношения возникают в результате оформления отношений любви, по крайней мере - в норме. Это подтверждает современная статистика мотивов вступления в брак. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений понимается совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнёрами. С точки зрения индивида брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержки. Для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнёров: потребностей в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении.(34)
Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находятся сексуальная и психофизиологическая совместимость, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений участников о том, что, как, с кем и в какой последовательности должны делать партнёры при решении задач в совместной жизни. Высший уровень совместимости партнёров включает ценностно-ориентационное единство. Оно проявляется при подобии жизненных позиций, ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём. Эти уровни относятся и к семье, как к одной из малых групп. Классификация данная предложена С.В. Ковалёвым.(26). В нашей работе мы придерживаемся этой классификации.
Обозов Н.Н. и Обозова А.Н. выделяют в супружестве такие уровни отношений как: психофизиологический, психологический, семейно-ролевой, социокультурный (36)
В семейных союзах так же, как и в малых группах, есть иерархически организованная совместимость, степень которой определяет стабильность семьи, преобладающий в ней климат и её социальную эффективность в плане выполнения двух важных функций – репродуктивной и воспитательной.
Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей. В этом случае потребность в общении, во взаимодействии членов семьи друг с другом очень ограничена. Происходит обособление, отчуждение партнёров. Оно может быть явным – партнёры стараются меньше времени проводить друг с другом, используют любые причины; но может быть и скрытым – общение носит вынужденный характер, члены семьи «рядом», но не «вместе».(3)
Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфли ...
Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник
науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их
изучения
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). ...
Экспериментальная часть
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.
Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф. Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций умственно отсталых детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
П ...
