Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

Психология » Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп » Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами.

По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей [15, 12].

Е.М. Зайцева считает, что лидерство – степень ведущего активного влияния личностей-членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Обзор различных определений и концепций лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз. Ральф Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 11 групп:

- лидерство как центр групповых процессов;

- лидерство как проявление личностных черт;

- лидерство как действие и поведение (описание лидерства через понятия «действие» и «поведение» как нельзя лучше подходило для эмпирических исследований);

- лидерство как инструмент достижения цели или результата (лидерство требуется в качестве средства интеграции других групповых ролей для достижения единства действий и получения результата);

- лидерство как взаимодействие (лидерство существует там и тогда, где и когда оно осознается и поддерживается другими членами группы);

- лидерство как умение убеждать;

- лидерство как осуществление влияния (эта группа определений преувеличивала степень влияния лидера на последователей, которым отводилась пассивная роль внутри организации);

- лидерство как отношения власти (власть в этих определениях расценивается как форма лидерских отношений);

- лидерство как дифференциация ролей;

- лидерство как инициация или введение структуры (эта группа определений подчеркивает важную роль лидера в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности) (по Е.В. Кудряшовой) [13, 12].

Действительно, проблема лидерства чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить множество аспектов, каждый из которых имеет право на собственное определение. В зависимости от выбранных критериев содержание определений может подчеркивать смысловую, структурную, содержательную или иную сущность лидерства. Во многом это обусловлено тем, какие задачи ставились перед исследованием. Объединяет все эти определения то, что феномен лидерства лежит в основе внутригруппового взаимодействия, влияет на внутригрупповые процессы и в то же время ими обуславливается.

Далее обратимся к понятию «лидер». В определениях этого понятия наблюдается такое же расхождение во мнениях, как и в определении понятия «лидерство».

По мнению Г.М. Андреевой, лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи [2, 151].

Выдержка из Википедии: «Лидер — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [7].

Эти определения дают наиболее общее представление о понятии «лидер». Характерно, что авторы большинства исследований феномена лидерства считали необходимым изменение трактовки понятия «лидер» в угоду контекстным особенностям собственного исследования, что породило сотни вариантов определений. В данной работе мы будем использовать определение, данное Г. М. Андреевой, так как оно наиболее кратко, и в то же время точно, закрепляет значение термина «лидер».


Характеристика детей из неполных семей
Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней «кризисную ситуацию», с серьезными нарушениями как в микро -, так и в макросоциуме. Состояние дезадаптированности, в первую очередь, выражается в неспособности личности осознать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личност ...

Антропология
Рис. 1. Основные парадигмы развития Рис. 2. Антропология как учение Виды антропологии Философская Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую ...

Мышление в психологии ассоцианизма. Вюрцбургская школа
1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля и др. Они выделили четыре вида ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрас ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru