Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

Психология » Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп » Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами.

По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей [15, 12].

Е.М. Зайцева считает, что лидерство – степень ведущего активного влияния личностей-членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Обзор различных определений и концепций лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз. Ральф Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 11 групп:

- лидерство как центр групповых процессов;

- лидерство как проявление личностных черт;

- лидерство как действие и поведение (описание лидерства через понятия «действие» и «поведение» как нельзя лучше подходило для эмпирических исследований);

- лидерство как инструмент достижения цели или результата (лидерство требуется в качестве средства интеграции других групповых ролей для достижения единства действий и получения результата);

- лидерство как взаимодействие (лидерство существует там и тогда, где и когда оно осознается и поддерживается другими членами группы);

- лидерство как умение убеждать;

- лидерство как осуществление влияния (эта группа определений преувеличивала степень влияния лидера на последователей, которым отводилась пассивная роль внутри организации);

- лидерство как отношения власти (власть в этих определениях расценивается как форма лидерских отношений);

- лидерство как дифференциация ролей;

- лидерство как инициация или введение структуры (эта группа определений подчеркивает важную роль лидера в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности) (по Е.В. Кудряшовой) [13, 12].

Действительно, проблема лидерства чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить множество аспектов, каждый из которых имеет право на собственное определение. В зависимости от выбранных критериев содержание определений может подчеркивать смысловую, структурную, содержательную или иную сущность лидерства. Во многом это обусловлено тем, какие задачи ставились перед исследованием. Объединяет все эти определения то, что феномен лидерства лежит в основе внутригруппового взаимодействия, влияет на внутригрупповые процессы и в то же время ими обуславливается.

Далее обратимся к понятию «лидер». В определениях этого понятия наблюдается такое же расхождение во мнениях, как и в определении понятия «лидерство».

По мнению Г.М. Андреевой, лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи [2, 151].

Выдержка из Википедии: «Лидер — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [7].

Эти определения дают наиболее общее представление о понятии «лидер». Характерно, что авторы большинства исследований феномена лидерства считали необходимым изменение трактовки понятия «лидер» в угоду контекстным особенностям собственного исследования, что породило сотни вариантов определений. В данной работе мы будем использовать определение, данное Г. М. Андреевой, так как оно наиболее кратко, и в то же время точно, закрепляет значение термина «лидер».


Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общег ...

Пути решения семейных проблем
Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение ладить с другими людьми. "Я хочу гордиться своим ребенком", - скажет любой родитель. За ...

Групповая работа со старшеклассниками
Занятие 1. Познакомься сам с собой Упражнение «Письмо себе любимому». Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги. Итак, задание: — Сейчас вы напишете письмо — письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а «люб ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru