Классификация ощущений

Психология » Предмет и задачи психологии » Классификация ощущений

По Шеррингтону

1. Интерорецептивные (органические)

– сигнализируют о состоянии внутренних органов:

- ощущение боли

- ощущение равновесия (находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы)

- ощущения ускорения

- голода

- жажды

- насыщения

- тошноты

2. Проприоцептивные- передают сигналы о положении тела в пространстве:

- ощущение равновесия, или статическое ощущение,

- двигательное, или кинестетическое ощущение (играют очень важную роль в координации наших движений)

3. Экстерорецептивные– доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой:

- зрительные (возникают в результате воздействия световых лучей, ощущения цвета)

- обонятельные, вкусовые (сладкое, кислое, горькое, соленое)

- слуховые (ощущения музыкальных звуков – пение, звуки музыкальных инструментов, ощущения шумов – скрипы, шорохи, стуки)

- температурные (холод, тепло)

- тактильные или ощущения прикосновения

- осязательные (осязанию, т. е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость)

Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия

Восприятие– это процесс непосредственного чувственного отражения предметов и явлений окружающего мира в целом. Восприятие – сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающей мир, обследует воспринимаемые объекты. Важной составной частью деятельности восприятия являются движения – движения глаза, рассматривающего предмет, движение руки, ощупывающей предмет. В процессе восприятия отражаются предметы и явления внешнего мира во всем многообразии их сторон и свойств.

Свойства восприятия:

1. Избирательность (или активность)

– зависит от интереса, установок и потребностей человека и определяет преимущественное выделении одних предметов по сравнению с другими. (напр. читая книгу мы не замечаем что у нас за спиной, мы углубились в текстовое содержание книги, направили все наши мысли на это).

2. Предметность– способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

3. Апперцепция– зависимость восприятия от особенностей личности человека. (напр. художник, ботаник будут совершенно по-разному воспринимать рощу или поле, обращать внимание на различные особенности).

4. Осмысленность– свойство, показывающее, что восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

5. Константность– человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. (напр., движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него)

6. Целостность– восприятие есть всегда отражение в психике целостного образа предмета или явления, в совокупности их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. (напр. воспринимаем целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков).

Виды восприятия:

- восприятие пространства (величина, форма, положение предмета в пространстве – напр. летя на самолете все предметы внизу нам кажутся очень маленькими)

- восприятие времени (напр. время чередования сна и отдыха, положительные события вызывают ощущения быстрого течения времени, отрицательные медленного)

- восприятие движения (напр. проезжая по улице предметы кажутся движущимися, на самом деле они не двигаются)

- зрительное восприятие

- слуховое восприятие

- осязательное восприятие

- обонятельное восприятие

- вкусовое восприятие


Методика «Агрессивность» Басса - Дарки
Методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимается свойство личности, хар ...

Теоретическое обоснование применения компьютерных игр в психологии в качестве диагностического инструментария
Подход к исследованию личности, который мы хотим предложить, на наш взгляд позволит сохранить уникальные возможности проективного метода и в то же время претендовать на объективность эксперимента. В данном случае для исследования психологических особенностей личности мы предлагаем использование компьютерных игр, включающих в себя психол ...

Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливае ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru