Психология в системе наук. Структура современной психологии

Психология » Предмет и задачи психологии » Психология в системе наук. Структура современной психологии

- Антропология

(специальная наука о человеке как особом биологическом виде).

3 основных раздела:

- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

-учение об антропогенезе (изучает происхождении и развитии человека), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение

- Зоопсихология(изучая животных стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития)

- Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине.

- Анатомия и физиология человека

, биофизика и биохимия, психофизиология (изучает психику человека), нейропсихология (изучает нервную деятельность человека)

- Медицина

- Генетика(изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа)

-Археология

- Палеолингвистика,исследует происхождение языка, его звуковые средства (членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных)

- Палеосоциология(общественная наука), изучает становление человеческого общества, и историю первобытной культуры

- Науки об онтогенезе

(изучение конкретного человека, процессе развития индивидуального организма, изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека)

- Науки о личности и ее жизненном пути

, в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром

- Связь с историей, экономикой, социологий, этнографией

В структуре современной психологии выделят следующие отрасли психологии:

- Психология труда– изучает психологические особенности трудовой деятельности человека

- Педагогическая психология

– изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, к ней относятся: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология УВР

- Медицинская психология

– изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделятся на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психогигиену

- Юридическая психология

– изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

- Военная психология– исследует поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника с подчиненным

- Психология спорта, торговли, научного и художественного творчества

.

- Возрастная психология

– изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности.

- Психология аномального развития

: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология

- Сравнительная психология

– исследует филогенитические формы психической жизни.

- Социальная психология

– исследует формы взаимоотношений коллектива и личности, психологические особенности так называемых «малых групп», взаимоотношения внутри коллективов и групп.


Развитие
В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую, индивидуалистическую). Последовательность появления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу. С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, це ...

Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам: 1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод. 2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и кон ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru