Исследование особенностей формирования личности у младших школьников. Проблема диагностики параметров личности
Развитие человека и использование им своих способностей зависит от особенностей его мотивационной сферы, уровня эмоциональной регуляции, характера межличностных отношений, в которые включен человек, и сформировавшегося у него представления о самом себе — его самосознания. В представлениях индивида о себе особенно ярко проявляется взаимное влияние способностей и его личностных качеств. Психологическая диагностика и обеспечение оптимальных условий для развития индивида, определение наиболее эффективных путей успешного функционирования личности невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления. Поэтому психологическая диагностика личностных параметров представляет важную составную часть общей психодиагностики.
Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, используют по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт «внимательный — невнимательный», «аккуратный — небрежный», ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт «общительный — замкнутый», «отзывчивый — черствый» и т.п.
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты.
Понятие «личность» определяют по-разному Олпорт (1949), например, приводит 50 различных определений личности. Под термином "личность" чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека и определяется как природными данными, так и социальными условиями жизни и развития. Об это говорилось в главе 1.
Многочисленные и всегда разные проявления личности обусловлены ее структурой. Эта структура является чрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений.
Приложения
Приложение 1
Стимульный материал к исследованию
1
Самочувствие хорошее
3
2
1
0
1
2
3
Самочувствие плохое
2
Чувствую себя сильным
3
2
1
0
1
2
3
Чувствую себя слабым
3
Пассивный
3
2
1
0
1
2
3
Активный
4
Малоподвижный
3
2
1
0 ...
Заполните таблицу по разделу «Психология личности»
Характеристика личности
Определение понятия
Классификация (типы, виды)
Свойства (черты)
Примечания
Эмоции
простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей.
1.По продолжительности: кратковременные и длительные.
2.По интенсивности: инт ...
Косвенное подкрепление
Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиям других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьни ...
