Концепции формирования суицидовСтраница 4
В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е.И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.Т. Кондрашенко, напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.
Н.В. Конанчук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента :
1) повышенная напряженность потребностей;
2) повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
3) низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента . Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. Стоит подчеркнуть, что приведенный портрет прямо противоположен характеристике антисоциальной личности.
Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности, полиэтиологичности данного явления. Тем не менее можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:
· предшествующие попытки суицида (данного человека);
· семейная история суицида;
· кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);
· семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);
· эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
· психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);
· социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях — «эффект Вертера»).
Кроме того, выделяются следующие группы риска: молодежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, военнослужащие, ветераны войн и военных конфликтов, врачи и представители некоторых других профессий. [4,167]
Исходные и поверхностные черты
Самое сложное в жизни – понять себя.
Тэзл.
Кеттел разрабатывал свою модель точно так же, как и Айзенк, используя факторный анализ, чтобы сгруппировать информацию, полученную от отдельных людей. Он считал, что черты личности могут быть разделены на два типа: поверхностные и исходные. Поверхностные черты представляют собой публичную лич ...
Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компонента: общая активность, особ-ть моторной сферы, св-ва эмоциональности. Общая психич активность индив ...
Сформулируйте психолого-педагогические
рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных
последствий влияния социальных условий для развития личности
В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, буду ...
