АнтропологияСтраница 1
Рис. 1. Основные парадигмы развития
![]() |
Рис. 2. Антропология как учение
Виды антропологии
Философская |
Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия |
Социально-культурная |
Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах. |
Прикладная |
Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях. |
Биологическая |
Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека. |
Религиозная |
Религиозная точка зрения — это целостный взгляд на человека во всей его тотальности; это одновременное видение человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? во имя чего?). Данная характеристика может быть распространена фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер. Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Кстати, в этом учении не существует «проблемы происхождения» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творения его по образу и подобию Божества. |
Психоаналитическая |
Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного. |
Феноменологическая |
Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие – в - мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию. |
Герменевтика |
Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь – теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания. |
Эволюционная |
Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности |
Социальная |
Категориальной рамкой является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. |
Культурная |
Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку — культурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек - культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек — природа», «человек — общество». |
Физическая |
Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза - происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза - происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология. |
Медицинская |
Изучает проблемы здоровья и нездоровья человека. Одно из направлений - патоантропология или антропатология - рассматривает человека в норме и патологии. Важное место в антропологических исследованиях в XX веке занимает тема сексуальности, значимость которой выходит далеко за рамки медицинской антропологии. |
Историческая |
Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии - культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях. |
Психологическая |
Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек — мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей. Возникает особый класс задач — выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. |
Педагогическая |
Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании |
Факторы, влияющие на самоубийство
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первым приходящее на ум, казалось бы, здравое ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и
авторитарного типа поведения. Описание выборки и методик
исследования
Для исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности у авторитарного типа в межличностных отношениях использованы методики дом и PSRС, была подобрана группа в количестве тридцати двух человек от 20 до 45 лет, из них 13 женщин и 19 мужчин, 14 человек состоят в законном браке, 12 человек холосты, 2 человека в гражданском браке, 1 ...
Экспериментальное изучение возрастных
мотивационных особенностей. Организация
экспериментального исследования
Теоретический анализ показал, мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи. Данное предположение и будет основной гипотезой нашего исследования.
Целью исследования является п ...