Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР

Начнем с определения «коллектив» - наиболее характерная для системы общественных отношений группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности [10; c. 144].

Разработка социально-психологической проблематики коллектива, опирающаяся на труды классиков Н.К Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, началась в 60-е годы. Формирование коллектива связано с включением его членов в совместную социально значимую деятельность, особым образом организованную и управляемую, цели которой подчинены целям общества, а ценности являются ценностями образа жизни. Коллектив создает условия для всестороннего развития личности, воспитание которой осуществляется в коллективе и через коллектив. На основе концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, (рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработанная А.В. Петровским и первоначально была названа «стратометрической концепцией». Деятельностное опосредование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности) экспериментально изучены специфические социально-психологические параметры коллектива:

ü Сплоченность как ценностно-ориентированное единство;

ü Коллективистское самоопределение;

ü Идентификация коллективистская;

ü Мотивация межличностных выборов;

ü Высокая референтность коллектива для его членов;

ü Объективность возложения и принятия ответственности за результаты совместной деятельности.

В этих исследованиях показано, выявленные направлением групповой динамики и другими течениями социальной психологии закономерности межличностных взаимоотношений в малых группах не могут быть распространены на коллектив. Социально-психологические закономерности коллектива качественно отличаются от закономерностей, действующих в группах низкого уровня развития. Так, выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации в диффузной группе находится в обратной зависимости от ее величины, а в коллективе с его увеличением выраженность этого явления не ослабевает. В группах низкого уровня развития между эффективностью группы и интенсивностью положительных эмоциональных связей в ней выявлена обратная зависимость, а в коллективе – прямая. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в коллективе указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентированное единство. Второй уровень – межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень – межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества. Коллективообразование - процесс превращения группы в коллектив. Главным фактором этого процесса является активное включение членов группы в социально значимую совместную деятельность, на основе развития которой в группе складываются характерные для коллектива межличностные отношения. Коллективообразование предполагает сплочение группы на основе принятия индивидами целей общественно значимой деятельности, связанных с ней ценностей, норм, установок и пр., а также формирования ценностно-ориентационного единства и других коллективистских отношений [28; c. 44].


Групповая работа со старшеклассниками
Занятие 1. Познакомься сам с собой Упражнение «Письмо себе любимому». Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги. Итак, задание: — Сейчас вы напишете письмо — письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а «люб ...

Исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в реабилитации военнослужащих, получивших ранения в условиях 6-го ЦВКГ. Цель, гипотеза и задачи исследования
Гипотеза: применение метода гештальт-терапии (в условиях 6 ЦВКГ – Всеармейского реабилитационного центра) оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья на территории Чеченской республики. Цель исследования: исследование эффективности применения метода ...

Сравнительное описание свойств личности II фактора
Социально-психологические особенности: экстраверсия - интроверсия A-, F-, H- Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия. A-, F+, H- Сдержанность в установлении как межличностных, так и с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru