Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности
Страница 2

Психология » Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества » Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности

С учетом социального положения и потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

·профилактическую информационно-консультационную беседу;

·системное наблюдение;

·профилактические тренинги;

·метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;

·метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

·метод профилактического вмешательства и др.

Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации. Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [8, с.116].

Страницы: 1 2 3


Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой. Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотру ...

Мотивационная сфера личности
В отеч психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Во всех подходах в кач-ве ее ведущей хар-ки выделяется направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть лич-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Н лич-ти всегда соц обусловлена и формируется в процесс воспитания. Н – это установки, став ...

Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru