Введение
Страница 1

Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм — основа социализации личности.

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Положение детей особенно тягостно там, где они остаются не только без присмотра родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями – алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на дальнейшем формировании личности, ломке социальных устоев и ценностей.

Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют социальной помощи. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и беспризорности и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Актуальность проблемы

определяется установленным фактом: безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Поэтому особое внимание в своей работе мне хотелось бы уделить детям с девиантным поведением, т.к. оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, такие дети представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим.

Цель

: изучить специфические особенности и причины девиантного поведения личности; пути профилактики бродяжничества и беспризорности в современном обществе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать периодические издания и определить частоту проявления в современном белорусском обществе таких социальных явлений, как бродяжничество и беспризорность;

Страницы: 1 2


Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Проблема малой группы является наиболее разработанной проблемой в социальной психологии. Перед тем как дать определение малой группы, рассмотрим историю ее исследования. В самых ранних исследования в США в 20-е гг. выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других. Акцент делался именно на факте про ...

Чувства
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само ...

Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д. Поскольку эмоциональная сфера ребенка изменяется по мере его развития, то она может ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru