Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»Страница 1
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [16]
Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидать высокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение.
Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15, 225].
Общение — это «процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11, 276]; «психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351]. Общение — частный и специфичный вид коммуникации.
В отечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются три следующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылками общения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов — запасов смысловой информации.
Общение — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этом психический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, при встрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощью писем, телефонного разговора).
В зависимости от количества общающихся людей различают три вида общения: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.
При непосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.
Средства общения делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).
Общение рассматривается как необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а также как самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития.
Антуан де Сент-Эзюпери полагал единственной настоящей роскошью — роскошь человеческого общения. На данную тему рассуждали философы на протяжении веков, и остаётся она актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Основные направления социально-психологической работы с персоналом в
организации
Деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностика; * психологическая экспертиза; * психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к оптимальному функционированию персонала, ...
Понятие характера. Структура характера
Характер– индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в д ...
Психологический анализ педагогической деятельности. Организация контроля над учебной
деятельностью
Каждый учитель должен осознавать своё призвание - призвание воспитывать детей, передавать им свои знания. Педагог должен знать способности учащегося, уровень его развития, мышления, памяти, воображения. Кроме этого необходимо учитывать учителю состояние здоровья воспитуемого, быть в ведении его возможных проблем, влияющих на неуспехи в ...