Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Страница 1

Психология » Различия в степени компетентности в общении выпускников городских и сельских школ » Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»

Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:

При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [16]

Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидать высокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение.

Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15, 225].

Общение — это «процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11, 276]; «психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351]. Общение — частный и специфичный вид коммуникации.

В отечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются три следующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылками общения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов — запасов смысловой информации.

Общение — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этом психический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, при встрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощью писем, телефонного разговора).

В зависимости от количества общающихся людей различают три вида общения: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

При непосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.

Средства общения делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).

Общение рассматривается как необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а также как самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития.

Антуан де Сент-Эзюпери полагал единственной настоящей роскошью — роскошь человеческого общения. На данную тему рассуждали философы на протяжении веков, и остаётся она актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Страницы: 1 2 3 4


Группа
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американск ...

Приложения
Приложение 1 Анкета на больных перенесенных ОНМК Мохова В. В., 64 года, стаж заболевания 1 год, инвалидность II группы. Ишемическая болезнь сердца. Живет в поселке, одна в однокомнатной квартире. Леонова Т.Д. 67 лет, стаж заболевания 5 лет, инвалидность II группы. Живет в городе, в квартире с детьми. Левшина А.Д. 69 лет, стаж заболе ...

Возрастные периоды развития: младенческий возраст
Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность . (0 – 2,5 мес.). I -ый кризис . Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, воздушной среде. На р-ка обрушиваются другие, более интенсивные ощ-я (это приводит к временной потере ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru