Содержание управления конфликтами
Страница 2

Психология » Социальная психология. Конфликты » Содержание управления конфликтами

Регулирование, конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сто-

ронами.

II этан. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице 1.3

Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

Таблица 1.3

Технологии регулирования конфликта

Название

Основное содержание

Информационные

Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.

Коммуникативные

Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками: обеспечение эффективного общения

Социально-психологические

Работа с неформальными лидерами и микрогрунпами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе

-------------------------------------------------------- _

Организационные

Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. и.

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

• достаточная зрелость конфликта;

• потребность субъектов конфликта в его разрешении;

• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Формы разрешения:

• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других. [15, с.80-82]

Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в таблице 1.4

Таблица 1.4

Алгоритм управления конфликтом

Шаг

Содержание деятельности

Способы (методы) реализации

1

Изучение причин

возникновения

конфликта

Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др.

2

Ограничение числа участников

Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п.

3

Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов

Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.

4

Принятие решения

Административные методы; педагогические методы

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика волевых процессов
Воля – св-во чел, проявляющееся в его способ-ти сознательно и самостоят управлять своим поведением и деят-тью, выраженное в умении преодолевать внешн, внутр препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных пси ...

Понятие ощущений. Cвойства и закономерности ощущений
Ощущение – это процесс первичной переработки информации, которая представляет собой непосредственное, чувственное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. (Напр. мы в походе, рано утром просыпаемся, слышим щебетание птиц, шум леса, всплески воды, видим солнышко, чувствует бодрящую свежесть – это вызывает у нас ...

Результаты изучения межличностных отношений в процессе
командообразования 1) Представим результаты социометрического исследования Для изучения межличностных отношений был применён метод социометрии. Все члены группы получили социометрические карточки. Им дана была инструкция следующего содержания: «Уважаемые сотрудники! Ваш коллектив существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru