Стили педагогической деятельности. Подходы к определению стилей педагогической деятельности
Страница 2

Психология » Влияние стиля педагогической деятельности на проявление дезадаптации школьников » Стили педагогической деятельности. Подходы к определению стилей педагогической деятельности

Рассуждающе-методичный стиль (РМС) проявляется в консервативности в использовании средств, способов педагогической деятельности, высокой методичности. Педагог с РМС работает с небольшим количеством учеников и для него характерна в целом рефлексивность.

Интересное представление педагогического стиля мы находим в работах Н.А. Аминова. Его подход заключается в том, что педагогический стиль автор рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. Под педагогическим стилем он понимает проявляющуюся в деятельности педагога внутреннюю установку на один их двух типов взаимодействия – партнерство или результативность. Соответственно этим двум установкам выделяются и описываются два основных стиля педагогической деятельности: стиль, ориентированный на развитие школьников, и стиль, ориентированный на достижение школьниками высоких результатов в развитии. Направленность личности как системообразующая в структуре индивидуального стиля, по мнению автора, позволяет осуществлять диагностику индивидуальных стилевых проявлений конкретного педагога. Ярко выраженный педагогический стиль является показателем и детерминантой педагогического мастерства, поскольку «свидетельствует о том, что педагог, проявивший себя как ориентированный на «развитие» или на «результативность», смог выработать свою собственную систему педагогических средств и способов воздействия на учащихся, дающую высокие результаты в процессе их обучения и воспитания»[18]. Другое направление в исследовании стилевой проблематики определилось в результате структурного анализа образовательного процесса.

Так, традиционно в структуре образовательного процесса как один из компонентов выделяется коммуникативный, который, по словам В.П. Симонова, характеризуется прежде всего стилем общения всех субъектов данного процесса (учащихся, учителей, руководителей). Именно стиль общения субъектов образования автор определяет как стиль педагогического взаимодействия.

Важным в данном подходе является то, что В.П. Симонов рассматривает стиль общения не отдельно взятой личности, а стиль взаимодействия субъектов образования, то есть определяет и характеризует стиль межсубъектного взаимодействия, что, несомненно, является педагогическим подходом. Вместе с тем автор, как уже было отмечено, опирается на социальнопсихологическую теорию руководства. Он выделяет три стиля взаимодействия: автократический (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (непоследовательный, попустительский).[19]

В определении стиля А.В. Торохова отталкивается от принадлежности и проявления стиля в сфере взаимодействия педагога и учащихся в конкретной образовательной среде. Особенность ее подхода заключается в предложении рассматривать и изучать стиль педагога через носителей стиля – учащихся и использовать в этих целях ретроспективный анализ. А.В. Торохова выделяет на основании анализа сочинений следующие стили педагогической деятельности: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор и другие. Автор также доказывает, что необходимым компонентом в стиле педагогической деятельности является совместимость стиля педагога и стиля учебной деятельности учащихся.[20]

Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. выделяют четыре стиля педагогической деятельности: либеральный, демократический, авторитарный и автократический. Последний они называют его самовластным стилем педагогической деятельности. В отличие от авторитарного стиля, при котором решения в итоге принимаются совместно с учащимися, руководитель – автократ действует исключительно по собственным убеждениям.[21]

Страницы: 1 2 3


Шкалы MBTI (типологические индикаторы)
Согласно Юнгу, каждый человек очень рано проявляет свои предрасположения. И чем больше он их сознательно или бессознательно в себе культивирует, тем больше он им доверяет и на них опирается. Вместе с тем, временами могут проявляться качества, не свойственные данному человеку. С возрастом поведение людей становится все более сложным и не ...

Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...

Оптимизация деятельности учащихся в организации контроля над учебной деятельностью. Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную систему был достаточно тяжел как для учащихся, так и для учителей. И те и другие продолжают до сих п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru