Акцентуация характера
Страница 1

Типология характера » Акцентуация характера

Психиатрические (клинические) классификации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или «акцентуированных» черт, определяющих особый душевный склад личности.[3]

Акцентуация – это значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействием определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Данное понятие введено немецким психиатром К. Леонгардом.

Согласно К. Леонгарду, в структуре личности выделяются основные и дополнительные черты. Основных черт значительно меньше. Они составляют стержень или ядро личности, определяя направленность ее развития, возможности адаптации, ресурсы и ограничения психического здоровья. Заострение, акцентирование этих основных черт вследствие особых условий воспитания и обстоятельств жизни и приводит к формированию акцентуаций.

В составленную им классификацию акцентуаций вошли следующие основные разновидности.

1. Гипертимная акцентуация. Для этого типа характерны: постоянно приподнятое настроение, чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики и пантомимики, стремление к лидерству, склонность к риску и авантюрам, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Акцентуированная личность данного типа привлекательна своей энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью и оптимизмом. Вместе с тем такие люди нередко переходят грань дозволенного и становятся источником конфликта из-за пренебрежения собственными служебными и семейными обязанностями, подрыва дисциплины, недостаточно чуткого отношения к партнерам по общению, легкомыслия и раздражительности. Поверхностность в общении, тенденция постоянно отклоняться от ключевой темы разговора, не выполнять взятые на себя обязательства и не доводить начатое до конца значительно снижают социальную эффективность их действий. Носители гипертимной акцентуации трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

2. Дистимная акцентуация. Наблюдается преобладание пониженного настроения, пессимизм, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, медлительность, пассивность. Представители этого типа обычно тяготятся обществом, избегают конфликтов с окружающими и ведут уединенный, замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех людей, которые демонстрируют дружелюбное отношение к ним. Склонны подчинятся. К привлекательным и конструктивным чертам носителей дистимной акцентуации относятся серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

3. Циклоидная акцентуация. Отличительная черта – чередование фаз позитивного и негативного настроения с различным периодом. Такая цикличность сказывается на характере общения и деятельности: в моменты повышенного настроения носители этой акцентуации общительны и деятельны, а в периоды подавленного состояния – замкнуты и пассивны. Иными словами, на подъеме они проявляют характеристики гипертимной акцентуации, а на спаде ведут себя как лица с дистимной.

Страницы: 1 2 3 4 5


Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства. Гендерная психология лидерства
До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства. Прежде всего ...

Содержание управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности: • прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; • предупреждение или стимулирование конфликта; • регулирование конфликта; • разрешение конфликта. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, ...

Стили педагогической деятельности. Подходы к определению стилей педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Современная педагогическая практика, ориенти ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru