Акцентуация характера
Страница 1

Типология характера » Акцентуация характера

Психиатрические (клинические) классификации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или «акцентуированных» черт, определяющих особый душевный склад личности.[3]

Акцентуация – это значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействием определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Данное понятие введено немецким психиатром К. Леонгардом.

Согласно К. Леонгарду, в структуре личности выделяются основные и дополнительные черты. Основных черт значительно меньше. Они составляют стержень или ядро личности, определяя направленность ее развития, возможности адаптации, ресурсы и ограничения психического здоровья. Заострение, акцентирование этих основных черт вследствие особых условий воспитания и обстоятельств жизни и приводит к формированию акцентуаций.

В составленную им классификацию акцентуаций вошли следующие основные разновидности.

1. Гипертимная акцентуация. Для этого типа характерны: постоянно приподнятое настроение, чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики и пантомимики, стремление к лидерству, склонность к риску и авантюрам, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Акцентуированная личность данного типа привлекательна своей энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью и оптимизмом. Вместе с тем такие люди нередко переходят грань дозволенного и становятся источником конфликта из-за пренебрежения собственными служебными и семейными обязанностями, подрыва дисциплины, недостаточно чуткого отношения к партнерам по общению, легкомыслия и раздражительности. Поверхностность в общении, тенденция постоянно отклоняться от ключевой темы разговора, не выполнять взятые на себя обязательства и не доводить начатое до конца значительно снижают социальную эффективность их действий. Носители гипертимной акцентуации трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

2. Дистимная акцентуация. Наблюдается преобладание пониженного настроения, пессимизм, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, медлительность, пассивность. Представители этого типа обычно тяготятся обществом, избегают конфликтов с окружающими и ведут уединенный, замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех людей, которые демонстрируют дружелюбное отношение к ним. Склонны подчинятся. К привлекательным и конструктивным чертам носителей дистимной акцентуации относятся серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

3. Циклоидная акцентуация. Отличительная черта – чередование фаз позитивного и негативного настроения с различным периодом. Такая цикличность сказывается на характере общения и деятельности: в моменты повышенного настроения носители этой акцентуации общительны и деятельны, а в периоды подавленного состояния – замкнуты и пассивны. Иными словами, на подъеме они проявляют характеристики гипертимной акцентуации, а на спаде ведут себя как лица с дистимной.

Страницы: 1 2 3 4 5


Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками
Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности. Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников. Самоанализ по методу «Я должен . Я не могу . Я боюсь .» может проводиться как в индивидуальной ...

Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Задачи нашего исследования таковы: 1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирован ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения. Описание выборки и методик исследования
Для исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности у авторитарного типа в межличностных отношениях использованы методики дом и PSRС, была подобрана группа в количестве тридцати двух человек от 20 до 45 лет, из них 13 женщин и 19 мужчин, 14 человек состоят в законном браке, 12 человек холосты, 2 человека в гражданском браке, 1 ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru