Рекомендации по профилактическим и коррекционным мероприятиям
Страница 1

Психология » Исследование возрастных мотивационных особенностей » Рекомендации по профилактическим и коррекционным мероприятиям

1) Создание успеха

Большинство исследований доказывает, что мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т. е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность можно назвать мотивационной средой. В зависимости от содержания она может как способствовать, так и, напротив, препятствовать возникновению стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления. www.trafficpoint.ru

Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильно стремление к достижениям проявляется тогда, когда предстоящая деятельность обладает новизной. Так, даже малыши 3-4-х лет от роду теряют интерес к тому, в чем они уже добились положительного результата. Собрав однажды пирамидку, малыш отбрасывает ее в сторону и ищет какое-то новое, еще незнакомое занятие. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Стремятся к повторам и школьники, которым присуще желание избегать неудачи. Для них успешное выполнение уже знакомого задания позволяет повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, а это благоприятно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

Психологические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности представлены в Таблице 9.

Таблица 9 Психологические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности

Факторы

Условия развития мотивации достижений в

учебном процессе.

1. Уровень сложности и новизны задачи.

Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников и гарантировать им успех не менее чем на 50%.

2. Возможность проявления самостоятельности.

Процесс выполнения задачи должен

предоставлять возможности для принятия

и исполнения самостоятельных решений.

3. Методы побуждения к достижениям.

Методы побуждения к деятельности не

должны носить слишком жесткий,

ограничивающий автономность

и самостоятельность учащихся характер.

4. Методы оценки результатов деятельности.

Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель, и по каким показателям будет оценивать.

Система контроля должна обеспечить

объективное выявление результатов.

Оценка деятельности должна быть

справедливой и объективной.

Все учащиеся, имеющие одинаковые результаты, должны одинаково оцениваться учителем.

Оценка ученика должна зависеть только

от результатов его учебной деятельности.

5. Условия состязательности.

Должна быть состязательность учащихся

с примерно равными возможностями.

6. Наличие возможностей для достижения успеха.

Должны иметься все условия для достижения положительных результатов; их достижение не должно требовать от школьников чрезмерного напряжения и приводить к нагрузкам.

7. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых.

Учитель должен быть мотивированным

на улучшение результатов учеников.

8. Близкие и отдаленные последствия достижения успеха.

Любые, даже самые незначительные

достижения должны поощряться.

Методы поощрения должны превалировать

над методами наказаниями.

9. Степень удовлетворенности первичных потребностей.

Учителем должны создаваться такие условия, при которых потребность в достижении более высокого уровня знаний становится

для учащихся более актуальной, чем все другие, например, получение вознаграждения или избегания неудачи.

Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи. Экспериментально установлено, что люди, ориентированные на достижения, не берутся за дела высокой степени сложности, предпочитая им нечто среднее, но гарантирующее в любом случае 50% успеха. Напротив, те, кто стремится избегать неудачи, предпочитают или слишком легкие, или, напротив, слишком трудные задачи. Поэтому важно, определяя степень сложности той или иной задачи, учитывать различия в направленности мотивации достижения.

Страницы: 1 2 3 4


Виды команд и их характеристики
Критерии Интрафункциональные Оперативные Членство Сотрудники различной квалификации, включаемые в команду в соответствии с поставленной задачей. Единое рабочее пространство с выделением отдельных рабочих мест Специалисты различного профиля, сотрудники различных подразделении организации. Работают на своих ра ...

Структура современной психологии
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией. Отрасли: по характеру деятельности - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА (в том числе и правоохранительной деятельности) изучает психологические особенн ...

Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
1. Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru