Ранний возраст (1-3 года)

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.

Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Упражнения, игры, соревнования постепенно сменяются ролевой игрой, в которой ребенок удовлетворяет основную социальную потребность – стремление к совместной жизни с взрослыми, которая уже не может быть удовлетворена на основе участия в труде взрослых.

Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.

Основу умственного развития составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Дети 2 года жизни не воспринимают рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы – это самостоятельные предметы. Ребенок может достаточно точно определять форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения доступного ему действия. Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. На 3 году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг: начинает формироваться знаковая функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один предмет в качестве заменителя другого. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны пока еще разобщены, не связаны между собой. Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует под влиянием действующих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Ребенок стремиться получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Чаще всего ребенку становиться стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков. Отношения к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице и нередко беседуют с собой, как с посторонним, – уговаривают, ругают, благодарят.

Кризис 3 лет.

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Так возникает кризис 3 лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Дети не только протестуют против излишней опеки, но часто специально проделывают запрещенные вещи, демонстрируя свою независимость. Характерно, что проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку максимум возможностей самостоятельности обычно смягчает проявление негативизма.


Чем не является стресс
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс. Стресс - это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять би ...

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, относящихся к переме ...

Какие стадии проходит человек в процессе формирования умений?
Умение- это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или иное другое действ ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru