Причины социальных конфликтов. Типология конфликтовСтраница 1
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
· разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
· неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);
· разлад между ожиданиями и поступками людей;
· недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
· недостаток и некачественность информации;
· несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]
Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:
• индивидов, между ними;
• групп индивидов;
• крупных систем (или подсистем);
• деления общества на классы и слои;
• общества в целом;
• на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:
• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);
• между личностью и организацией, в которую она входит;
• между организациями или группами одного или различного статусов.
3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:
• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);
• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
• смешанные (в которых представлены и те, и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 - 80 % от всех остальных конфликтов.
4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
Таблица 1.1
Типы конфликтов
Номер п/п |
Тип |
Определяющие характеристики |
1 |
Конфликты интересов |
характеризуется действительным переплетением интересов или обязательств |
2 |
Вынужденные конфликты |
намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей |
3 |
Ложносоотнесенные конфликты |
запутанные конфликты из-за несоответствия характеристик поведения участников, содержания причин |
4 |
Иллюзорные конфликты |
основанные на неправильном восприятии или непонимании |
5 |
Замещенные конфликты |
в результате противоречия которых от действий участников конфликта или конфликтных идей страдают личность или идея |
6 |
Экспрессивные конфликты |
характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм |
Теоретические основы характеристики задержки развития речи. Закономерности
развития детской речи
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь кон ...
Источники, движущие силы и закономерности психического развития
Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это урове ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отнош ...