Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
Страница 1

Психология » Социальная психология. Конфликты » Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

· разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

· неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

· разлад между ожиданиями и поступками людей;

· недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

· недостаток и некачественность информации;

· несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

• индивидов, между ними;

• групп индивидов;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статусов.

3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

• смешанные (в которых представлены и те, и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 - 80 % от всех остальных конфликтов.

4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

Таблица 1.1

Типы конфликтов

Номер п/п

Тип

Определяющие характеристики

1

Конфликты интересов

характеризуется действительным переплетением интересов или обязательств

2

Вынужденные конфликты

намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей

3

Ложносоотнесенные

конфликты

запутанные конфликты из-за несоответствия характеристик поведения участников, содержания причин

4

Иллюзорные конфликты

основанные на неправильном восприятии или непонимании

5

Замещенные конфликты

в результате противоречия которых от действий участников конфликта или конфликтных идей страдают личность или идея

6

Экспрессивные конфликты

характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм

Страницы: 1 2


Теоретические основы характеристики задержки развития речи. Закономерности развития детской речи
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь кон ...

Источники, движущие силы и закономерности психического развития
Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это урове ...

Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отнош ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru