Заключение
Страница 2

Высокие и повышенные показатели реактивной тревожности характеризуют этих детей повышенным напряжением, беспокойством, нервозностью. Можно говорить о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из семей, где недавно произошел развод.

Детей из семей, переживших развод, характеризует большая закрытость, более выраженная неудовлетворенность собой и своими возможностями, сниженной саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, сниженной самоценности. Этих детей характеризует недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и самообвинение, что говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Дети из семей, переживших развод, в целом ниже оценивают собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей указывает на наличии дезадаптации у этих детей. В распавшихся семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье, у них наблюдается амбивалентное отношение к матери, и нарушение внутрисемейных контактов в целом.

Таким образом, полученные в исследовании данные позволяют нам сформулировать следующие выводы:

1. Кризисные ситуации в семье являются ситуациями наиболее острого эмоционального и интеллектуального стресса.

2. Ведущий ненормативным семейным кризисом является ситуация развода.

3. Оказывая большое негативное воздействие на взрослых членов семьи, развод пагубно влияет на развитие личности ребенка.

4. Влияние развода, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, в первую очередь, дестабилизируя эмоциональную сферу, нарушая представления ребенка о себе и о его семье, снижая уровень его самочувствия и активности.

5. Развод приводит к снижению уровня адаптации ребенка, уровня его саморегуляции, нарушению внутрисемейных отношений.

6. Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла свое подтверждение.

Страницы: 1 2 


Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, счит ...

Понятие мышления. Функции и виды мышления
Мышление– процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Функции: 1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. 2. Суждение – одна из логических форм мышлени ...

Какие особенности свойственны житейской психологии?
Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. С возникновением человеческого общества возникает и психология. Таким образом, психология -это прежде всего, познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности пр ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru