Какие особенности свойственны житейской психологии?

Психология » Основные понятия психологии » Какие особенности свойственны житейской психологии?

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. С возникновением человеческого общества возникает и психология. Таким образом, психология -это прежде всего, познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением, психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие-особенности характера. Поэтому за долго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению французского психолога П. Жане, житейская психология-эта та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение-мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые. Явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «у семи нянек дитя без присмотра». Такое знание может быть весьма обширным и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную) Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности. А потому часто вообще не осознается как знание.


Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука[12]
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Р.Бернс при использов ...

Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)
Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то, прежде всего, имеют в виду определённую созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определённое сочетание идеала и реальности. У всех есть идеалы, свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть сч ...

Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование. Программа формирования основ информационной ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru