Контент-анализ как метод изучения документов
Страница 2

Основы психологии » Контент-анализ как метод изучения документов

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

Контент-анализ в психологии

В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

- изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;

- изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

- изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

Страницы: 1 2 3


Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов
Констатирующий эксперимент Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребности в творчестве. Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития творческих элементов у младших шко ...

Основные теории мышления в западной психологии
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий. 1. Ассоциативная Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мышления, его ...

Пять мифов о родах с мужем. Миф первый
Роды с мужем — модное нововведение. На самом деле совместные роды, по крайней мере, на Руси, считались делом обычным. Читаем в книге «Как понять младенца». «В старину крестьянки рожали, сидя на руках у мужа. Тот помогал жене тужиться, придерживая за плечи. Муж должен стонать вместе с ней, а то и вместо нее, кричать во весь голос, корч ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru