Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения
Страница 3

Основы психологии » Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения

3. «Системная теория лидерства» рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом. Здесь лидерство – функция группы, поэтому изучать лидерство надо сточки зрения целей и задач группы, не сбрасывая со счетов структуру личности лидера.

Большинство отечественных исследований осуществляется в рамках, близких данной модели, добавляя к ней рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы определяется не наличием у него особых черт, а наличием более высокого уровня влияния.

Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы как быв обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. То есть, лидером выдвигается тот, кто идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он обладает большим влиянием.

Стили лидерства. Выделяют три стиля лидерства (выделил К. Левин): авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

Каждый стиль имеет две стороны: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. тогда можно расписать каждый из трех стилей по двум характеристикам:

Стили лидерства

Содержательная сторона

Формальная сторона

Авторитарный стиль

1. дела планируются заранее во всем их объеме

2. определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны

3. голос руководителя - решающий

1. деловые краткие распоряжения

2. запреты без снисхождения, с угрозой

3. четкий язык, неприветливый тон

4. похвала и порицания субъективны

5. эмоции не принимаются в расчет

6. позиция лидера – вне группы

Демократический

1. мероприятия планируются не заранее, а в группе

2. за реализацию предложений отвечают все

3. все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

1. инструкции в форме предложений

2. не сухая речь, а товарищеский тон

3. похвала и порицание – с советами

4. распоряжения и запреты – с дискуссиями

5. позиция лидера – внутри группы

Попустительский

1. дела в группе идут сами собой

2. лидер не дает указаний

3. разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от нового лидера

1. тон – конвенциональный

2. отсутствие похвалы, порицаний

3. никакого сотрудничества

4. позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Страницы: 1 2 3 4


Основное содержание переговорного процесса
Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами. 1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п. 2. Начало переговоров. На этом этапе осуществляется ...

Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Понятие маркетингового мышления
В этом разделе мы рассмотрим принципиальный момент в деятельности Человека Бизнеса, определяющий в конечном счете его способности к выживанию в этом виде деятельности и то, как далеко он способен продвинуться по длинной дороге от Предпринимателя до Лидера. Значение развитого маркетингового мышления в бизнесе трудно переоценить. Имея раз ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru