Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература. Важно учитывать сложность литературы и ее объем. Составляется план с методическими указаниями, готовятся раздаточные и наглядные материалы. Работа со слушателями.
Структура семинара: I.Введение – организационные вопросы, тема, цели, установка на активную работу, порядок выступлений, регламент. II. Основная часть – организовать выступления слушателей, преподаватель осуществляет руководство методами проведения семинара и применяет различные методические приемы и средства для поддержания активности. III. Итог – заключение, преподаватель подводит итог, дает оценку прошедшему семинару, в какой степени достигнуты цели; дает задания к следующему семинару, указания на доработку.
Рекомендации для проведения семинаров: 1.Вовлекать каждого, задавая вопросы. 2.Добиваться логичного и точного изложения мыслей. 3.Учить ведению дискуссии. 4.Добиваться, чтобы каждый высказывал свое мнение. 5.Работать со всей группой. 6.Такт в общении 7.Исп-ние наглядных пособий.
Методические приемы: 1. Приемы организации предметного содержания проблемной ситуации: А) включение типа противоречий, т.е. какие бывают противоречия между новыми фактами и прежними, между разными аспектами описания одного и того же явления; Б) использование различных средств для выявления противоречий. Перестройка смысла хорошо изложенных фактов за счет введения их в новый контекст; В) конкретизация решения проблемы. 2. Приемы воздействия преподавателя и слушателя. А) изменение позиции лектора и аудитории (вначале спорю, потом сотрудничаю); Б) изменение позиции аудитории с целью перехода с одного этапа на следующий. Стимулировать высказывания студентов, вводить материал, может спровоцировать конфликт.
Дискуссия – групповой метод как способ организации совместной деятельности. Цель: интенсивное и продуктивное решение групповой задачи или прием, позволяющий используя систему логических доводов воздействовать на мнения, позиции, установки участников в процессе их непосредственного общения. Дискуссия позволяет сопоставляя разные точки зрения, или противоположные позиции: - увидеть проблему с разных сторон,; - уточнить взаимные позиции; - нивелировать скрытые конфликты; - выработать групповое решение; - использовать механизм возложения и принятия ответственности; - проявить свою компетентность; - удовлетворить потребность в признании. Содержательно дискуссия может разворачиваться по поводу какой-либо проблемы, случаев из практики, любого рассказа индивида о своих взаимоотношениях с окружающими. Главное действующее лицо в дискуссии – это студенты. Преподаватель должен уметь слушать, соблюдать регламент. Его роль – в управлении дискуссией. Он учит оспаривать мнение оппонента и т.д. Сфера применения дискуссии: -любые формы совместной деятельности, где требуется согласованные групповые действия.
Практические упражнения
ЗАДАНИЕ 1
Самооценка и групповое обсуждение «Качества, важнейшие для межличностного общения».
Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение ...
Эволюция психологического знания
Она, как и всех известных наук, происходила сменой парадигм - общепринятых образцов научной практики, совокупности единственно возможных идей в конкретный исторический период (Т. Кун). В истории психологии известны парадигмы, выступившие в различных формах детерминизма (стихийного, атомистического, механистического, биологического и т.д ...
Основное содержание переговорного процесса
Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами.
1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п.
2. Начало переговоров. На этом этапе осуществляется ...