Мотивационная сфера личности
Страница 1

Основы психологии » Мотивационная сфера личности

В отеч психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Во всех подходах в кач-ве ее ведущей хар-ки выделяется направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть лич-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Н лич-ти всегда соц обусловлена и формируется в процесс воспитания. Н – это установки, ставшие св-вами лич-ти проявляются в таких формах – влечение (психич состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потреб- ть), желание (осознанная потреб-ть и влечение к чему-либо вполне опред, обостряет осознание цели будущего действия), стремление (побуждение к деят-ти, в структуру кот входит волевой компонент), интерес (проявление познавательной потреб-ти, обеспечивает Н лич-ти на осознание целей деят-ти (цель – это прогнозируемый, предвосхищаемый рез)), склонность (Н индивида на опред деят-ть, включает волевой компонент), идеал (конкретизируемая в образе или представлении предметная цель), мировоззрение (система взглядов чел на объективный мир, на его место в нем), убеждение (высшая форма Н, система мотивов лич-ти, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потреб-ти, формирующие мотивацию к деят-ти). В основе всех форм Н лич-ти лежат мотивы деят-ти. В поведении чел есть две ф-ционально взаимосвязанные стороны: регуляционная (психич процессы: познавательные, эмоц, волевые), побудительная (мотивы и мотивация). Мотив – это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности – это предмет потребности. Мотивация – это побуждение вызывающее активность. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и направляющая функция мотива. 2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами. 3. Иерархия мотивов. 4. стремление к равновесию и напряжению – здесь мотив понимается чисто энергетически. (теория К. Левина, гедонистические теории). Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей. Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в отногенезе выступают присущие данному обществу ценности, идеалы, интересы, которые в случае их интериоризации приобретают побудительную силу и становятся мотивом. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в сознании действительности личностный смысл. Функции смыслообразования связаны с контролированием общей направленности личности. Существуют также мотивы-стимулы, которые энергетезируют поведение. Они могут быть очень сильными, но в случае столкновения мотивов верх берут смыслообразующие мотивы. Функция контролирования осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл происходящего и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности – сдвиг мотива на цель (пример с чтением книги к экзамену). Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потреб-ти, мотивы, цели, намерения); 2) хар-ка процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть чел на опред уровне. Основная роль в формировании Н лич-ти принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потреб-тей чел. Потреб-ть – это состояние нужды чел в опред условиях жизни и деят-ти и в материальных объектах (биол, соц, познавательные). Основная хар-ка потреб-ти – ее предметное содержание. Побуждающим к деят-ти фактором является цель. Цель – осознаваемый рез, на достижение кот в данный момент направлены действия, связанные с деят-тью, удовлетворяющей актуализированную потреб-ть. Различают цель деят-ти и жизненную цель (выступает в кач-ве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деят-тями; концепция собственного будущего). Мотивационную сферу чел, с т.зр. ее развитости, можно оценивать: широта (кач-ное разнообразие мотивационных факторов, чем больше мотивов, потреб-тей, целей, тем более развита мотивационная сфера); гибкость (когда для удовлетворения мотива более высокого уровня используется больше разнообразных мотивов более низкого порядка); и иерархизированность (различие мотивов по силе и частоте актуализации, чем больше различий, тем больше иерархизированность). Этапы формирования лич-ти по Леонтьеву: 1) дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов (подчинение непосредственных побуждений соц нормам, т.е. формирование соц значимых мотивов); 2) подростковый возраст – появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для чел, что превращаются в черты его лич-ти (мотивация достижения или мотивация избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи др людям, агрессивные мотивы поведения, мотив аффилиации – стремление к общению).

Страницы: 1 2


Младший школьный возраст (7-11 лет)
Как отмечала Л. И. Божович в своих работах: "Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка". Учебная деятельность – деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры. После 2-3 неде ...

Исследование влияния тревожности на формирующуюся личность дошкольника. Обзор диагностических методик
В исследовании использовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовали дошкольники старшей группы из ДОУ №97 г.Мурманска. Выборка составила всего 12 человек(6 мальчиков и 6 девочек) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (см.приложен ...

Интерпретация результатов
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная жизнестойкости (hardiness) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизне ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru