Пpoблема личности в гуманистической психологииСтраница 2
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.
В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1). Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (то есть физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует. Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.).
Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы — страх успеха). Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития, или метапотребности). Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др. Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни.
Первый — это Д (дефицитарная) жизнь, или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества.
Второй — это Б (бытийная) жизнь, или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей.
Вершинными переживаниями Б-образа являются великий экстаз, благоговение, восторг.
Основные характеристики самоактуализирующейся личности, по Маслоу — более адекватное восприятие реальности; — принятие себя, других и природы; — непосредственность, простота и естественность — центрированность на проблеме (то есть поглощенность деятельностью); — независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении; — автономия, то есть относительная независимость от культуры и окружения; — свежесть восприятия окружающих явлений; — вершинные или мистические переживания; — общественный интерес, проявляющийся, в том числе в стремлении помочь другим людям; — глубокие межличностные отношения; - демократический характер; — разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей; — философское чувство юмора; - креативность; — сопротивление окультуриванию (то есть определенной устойчивостью к давлению социальных норм). Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей.
4. Концепия К. Роджерса Карл Роджерс — американский психолог, сотрудник Колумбийского, Чикагского и Висконского университетов, профессор, доктор, президент Американской психологической ассоциации в 1946—1947 годах. К. Роджерс считал, что человек по природе — существо доброе, конструктивное, стремящееся жить в гармонии с собой и с другими. Все поведение человека вдохновляется объединяющим мотивом — тенденцией самоактуализации. Решающую роль в поведении человека играют его субъективные переживания, внутренний мир. Задача психолога — понять его. Человек — это интегрированный, целостный организм.
Самость, или «Я-концепция», по Роджерсу, представляет собой гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными сторонами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями. «Я-концепция» доступна осознанию, хотя в данный момент может не осознаваться. «Я-концепция» отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя («Я-реальное»), а также те, которыми человек хотел бы обладать («Я-идеальное»). Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции»: - организмический оценочный процесс (то есть оценка всякого переживания с позиции того, способствует оно или препятствует врожденной тенденции актуализации). Этот процесс играет важную роль в младенчестве;
Изучение агрессивного поведения младших школьников. Организация,
задачи и методы исследования
Объект исследования - уровень агрессивности
Предметом исследования являются анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.
Цель исследования – провести сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.
Задача:
1) изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2) ...
Факторы, влияющие на самоубийство
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первым приходящее на ум, казалось бы, здравое ...
Что изучает социальная психология?
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, ...
