Самосознание, его структура и развитие
Страница 2

Основы психологии » Самосознание, его структура и развитие

Самосознание диалогично: об этом говорит уже сам факт существования самосознания. - Я познающий и Я познаваемый. Еще одно подтверждение этому в том способе, в котором происходит его формирование. Этот способ - общение. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека.

Ряд авторов выделяют параметры уровня развития самосознания: • Степень когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я». Уровень когнитивной дифференцирован-ности определяет характер связи личностных качеств и аффективного к ним отношения; • Степень отчетливости «образа Я» или его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует уровень развития рефлексии и содержания «образа Я» в зависимости от субъективной значимости качеств. • Степень внутренней цельности и последовательности «образа Я». Этот параметр исследован Столиным в его концепции «Личностного смысла Я». Качества личности могут обладать нейтральностью или личностным смыслом. Личностный смысл определяется тем, насколько эти качества препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов; • Степень устойчивости и стабильности «образа Я» во времени; • Самопринятие, позитивное или негативное отношение к себе.

Самосознание включает:

1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самоконтроль и саморегуляцию; 3. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.

Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

А.Г. Спиркин так определяет самосознание: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

Функции самосознания:

* Благодаря самосознанию, человек может осознавать себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я"».

* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. * Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с «Я-образом», с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге). * Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними. * Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом. * Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека. * Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Страницы: 1 2 3


Этапы психологического исследования
Как уже упоминалось, психологическое исследование предполагает: 1) формулировку проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) осуществление проверки гипотезы; 4) интерпретацию результатов проверки. Как правило, о методах психологии говорят прежде всего в связи с третьим этапом — проверкой гипотезы; он предполагает организацию особого взаимо ...

Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
Модернизация образовательной отрасли "Математика" в контексте задач единого образовательного простора Украины на современном этапе ориентирована, в первую очередь, на обеспечение развития познавательных способностей школьников, алгоритмической культуры, умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, обосновыва ...

Эмоции и воля в структуре личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жиз­ни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru