Самосознание, его структура и развитие
Страница 2

Основы психологии » Самосознание, его структура и развитие

Самосознание диалогично: об этом говорит уже сам факт существования самосознания. - Я познающий и Я познаваемый. Еще одно подтверждение этому в том способе, в котором происходит его формирование. Этот способ - общение. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека.

Ряд авторов выделяют параметры уровня развития самосознания: • Степень когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я». Уровень когнитивной дифференцирован-ности определяет характер связи личностных качеств и аффективного к ним отношения; • Степень отчетливости «образа Я» или его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует уровень развития рефлексии и содержания «образа Я» в зависимости от субъективной значимости качеств. • Степень внутренней цельности и последовательности «образа Я». Этот параметр исследован Столиным в его концепции «Личностного смысла Я». Качества личности могут обладать нейтральностью или личностным смыслом. Личностный смысл определяется тем, насколько эти качества препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов; • Степень устойчивости и стабильности «образа Я» во времени; • Самопринятие, позитивное или негативное отношение к себе.

Самосознание включает:

1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самоконтроль и саморегуляцию; 3. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.

Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

А.Г. Спиркин так определяет самосознание: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

Функции самосознания:

* Благодаря самосознанию, человек может осознавать себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я"».

* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. * Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с «Я-образом», с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге). * Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними. * Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом. * Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека. * Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Страницы: 1 2 3


Сознание
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Рис. 4. Функции, свойства сознания Р ...

Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [8, с.34]. Но одновременно это одна из наиболее используемых в практике категорий — как диагнос ...

Опытно-экспериментальное исследование совместимости партнёров. Цели и задачи исследования
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость проявляется во взаимодействии и общении супругов, так же как и самооценка формируется в процессе взаимодействия и общения. Целью нашего исследования мы определили изучение уровня совместимости ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru