Метод наблюдения в психологии
Страница 5

Основы психологии » Метод наблюдения в психологии

Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему в ученических и студенческих группах. Она активно применяется до настоящего времени, несмотря на ряд существенных критических замечаний формальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).

3) Шкала рейтинга, (от англ. "оценка", "порядок", "классификация"). При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Например: Какой интерес проявляет ученик в ходе занятий?

Совсем не проявляет интереса

Едва проявляет интерес

Проявляет средний интерес

Проявляет большой интерес

Проявляет жуткий интерес

Или: Готовность ребенка к сотрудничеству со сверстниками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

слабая средняя сильная

Специфика шкалы рейтинга в том, что она обычно заполняется либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании. Из всех способов регистрации данных этот наиболее субъективен. Исследователь выступает здесь не столько как наблюдатель, сколько как эксперт, сравнивающий поведенческие признаки с "эталонными", известными только ему образцами. Поэтому шкала рейтинга чаще применяется не автономно от других способов регистрации, а наряду с ними.

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.

Искажение восприятия событий тем больше, чем Сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Ой устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях. А. А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2, Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Важное начало
Наиболее длителен период схваток, когда шейка матки сглаживается, раскрываясь до 10 см, — это необходимо, чтобы головка ребенка прошла через родовые пути. Продолжительность схваток постепенно увеличивается от нескольких секунд до минуты, а время между ними сокращается. Признак начавшихся родов — прогрессирующие и регулярные схватки. Вна ...

Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку. Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...

Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возмож ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru