Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Страница 1

Психология » Познавательные и психологические процессы » Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»

Название процесса

Определение процесса

Функции процесса

Виды процесса (классификации)

Свойства (качества, характеристики) процесса

Примеча

ния

Ощущение

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы

1. Экстерорецептивные

2. Интерорецептивные

3. Проприоцептивные

1.Качество

2. Интенсивность

3. Длительность

4. Последовательные образы

5. Пороги ощущений.

6. Адаптация

7. Сенсибилизация

Восприятие

Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов

1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

1. По целям выделяют;

- преднамеренное восприятие

- непреднамеренное восприятие

2. По преобладанию анализатора разделяют

зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий.

3. По форме существования материи выделяют:

- восприятие времени

- восприятие пространства

- восприятие движения

1. Предметность

2. Апперцепция

3. Константность

4. Осмысленность.

5. Избирательность

6. Целостность

Внимание

направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании.

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.

1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное)

2. Произвольное внимание (активное, волевое)

3. Послепроизвольное внимание

1. Концентрация

2. Объем

3. Переключаемость

4. Устойчивость

5. Распределение

6. Отвлекаемость

7. Избирательность

8. Рассеянность

Память

Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

- запечатление;

- сохранение;

- узнавание и воспроизведение;

- забывание

По характеру психической активности разделяют:

- Двигательную память

- Эмоциональную

- Образную

- Словесно-логическую

По характеру цели деятельности разделяют:

произвольную память и непроизвольную память.

По продолжительности сохранение информации выделяют:

- Мгновенную память

- Кратковременную память

- Долговременную память

- Оперативную память

1. Объем памяти

2. Длительность памяти

3. Быстрота

4. Точность

Мышление

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов

- Установление всеобщих взаимосвязей.

- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

1. По степени развернутости разделяют:

- Дискурсивное мышление

- Интуитивное

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

- Творческое мышление

- Репродуктивное мышление

3. По характеру решаемых задач разделяют:

- Теоретическое мышление

- Практическое мышление

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

- Предметно-действенное

- Наглядно-образное мышление

- Словесно-логическое мышление

1. Анализ

2. Синтез

3. Обобщение

4. Сравнение

5. Абстрагирование

Качества мышления (ума).

- Широта

- Конкретность

- Глубина

- Самостоятельность

- Критичность

- Гибкость

- Последовательность

- Быстрота

Формы мышления:

1. Понятие

2. Суждение

3.Умозаключение

4. Аналогия

Способы мышления:

1. Индукция

2. Дедукция

Воображение

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2. регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека.

1. Активное

2. Воссоздающее

3. Фантазия:

- Грезы

- Мечта

- Сновидения

- Галлюцинации

Формы синтеза представлений в процессах воображения:

- агглютинация;

- заострение;

- схематизация;

- типизация;

- гиперболизация

Речь

процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

- Обозначения

- Выражения

- Воздействия

- Сообщения

1. Внутренняя;

2. Внешняя:

- письменная,

- устная: диалог и монолог

1. Содержательность

2. Понятность

3. Выразительность

4. Бездейственность

Страницы: 1 2


Влияние демонстрации сцен насилия в СМИ на проявление агрессии
Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности — половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили эту гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, к ...

Типологический опросник MBTI. Типология Майерс-Бриггс
Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий. Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерь ...

Косвенное подкрепление
Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиям других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьни ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru