Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиций личности

Психология » Психология как научная дисциплина » Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиций личности

Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. Узнадзе рассматривал аспекты проблемы ситуативного развития мотивации – 2 аспекта: 1) детерминация поведения; 2)динамика процессов мотивации (выделяется некоторое исходное образование и рассматривается – может ли оно трансформированы в соответствии с ситуацией. ® Появляется переходное или конкретное ситуативное мотивационное образование, которое уже может управлять поведением. Ни потребность, ни мотив, ни ситуация сама по себе в отдельности породить направленное поведение не могут ® необходимо искать способы соединения в реальном психологическом феномене. У Узнадзе появляется ситуация (среда) – так же бессильна вызывать поведение ® необходима встреча потребностей и ситуации, их соединение в новообразование, которое служит основой целесообразного поведения. Эту роль выполняет установка. Она возникает при наличии потребности и соответствующего поведения. Встреча потребности с ситуацией в теории установки означает возникновение новой реальности (установки). Установки не раскрываются суммацией потребности и ситуации, а заключаются в модификации субъекта – приведение в соответствие готовности определенных жизненных сил. Речь идет о новообразовании – об изменении целостности субъекта, а не об изменении самой потребности. С появлением ситуации потребность опредмечивается, наполняется конкретным содержанием, т.е. видоизменяется и становится реальной основой поведения. Среда может входить в потребность, она воздействует на субъект, вызывая его изменения. При встрече потребности и ситуации в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как готовность на удовлетворение потребности. В установке, как реальном психологическом механизме поведения, заключено: что, где, как и когда должно быть сделано. Поведение вырастает из установки ® Установку можно считать ситуативно-определенным мотивационным образованием, если под мотивацией понимать процесс формирования психологической основы поведения. В установке представлены 2 типа направленности: 1)от потребности, 2)от ситуации. Узнадзе конкретизирует понятие ситуации, выделяя 2 типа ситуации: 1) актуальная, 2) воображаемая. Животные контактируют с первыми. Для человека характерно: установка первоначально формируется на основе воображаемой ситуации. Ситуация может быть в плане представлений, в образах, мыслях, в воображении. Вторая ситуация – это программа, проект, ситуационный план поведения, в котором соотнесены среда и активность. В общих чертах определено: что, где и когда необходимо предпринять. Без конкретизации в ситуационном плане установка не может выполнять роль психологического механизма в поведении человека. В процессе поведения происходит корректировка ситуационного плана воображаемой ситуации. Установка – особое целостное состояние готовности, которое предшествует поведению и объединяет в себе все необходимые условия его возникновения. Симонов в своей концепции также пытается ответить на вопрос о механизмах целесообразного поведения. Разрабатываемая им категория – потребности. Они определяют поступки. Задача общества – полное удовлетворение и гармоничное развитие потребностей. Но потребность осознается только частично, и выявление подлинных мотивов поступка – это первейшая задача для воспитателей, исследователей, психотерапевтов. Обычно человек делает выбор между конкурирующими потребностями. Развитие живых существ потребовало создания специального механизма, взвешивающего конкурирующие потребности с учетом 2х факторов: силы потребности и вероятности ее удовлетворения. Такой механизм возникает в процессе эволюции и получил название эмоции. Механизм выбора потребности – эмоции. Положительные эмоции всегда свидетельствуют о приближении цели, а отрицательные ассоциируются с трудностями на пути к цели. Человек стремится максимизировать положительные эмоции и минимизировать отрицательные. Отрицательные эмоции побуждают искать средства, способы, знания, умения, чтобы преодолеть ситуацию. Парадокс: человек, стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, вынужден активно искать неудовлетворенные потребности. Поведение может ориентироваться на кратчайшие пути к примитивным удовольствиям (пример: секс без любви, наркотики и т.д.). Необходим еще один механизм, который определял бы выбор поступка – воля. Потребность, обслуживаемая волей, придает ей социальную ценность. Сама по себе воля такой ценности не имеет. Воля не существует сама по себе, она как бы приращена к потребности. Следующий механизм – потребность преодоления препятствий свой несвободой. или мотивация сопротивления принуждению. Особенно она выражена у диких животных. Рефлекс свободы успешно преодолевает и голод, и половое влечение, и боль. У одних животных он выражен очень сильно, у других особей – ослаблен и трансформирован в рефлекс покорности. У человека потребность преодоления индивидуализирована, имеет генетические задатки, может усиливаться или подавляться воспитанием. Эти 3 механизма Симонов пытался привлечь, чтобы объяснить целенаправленное поведение. Теория Симонова – это потребностно-информационный подход, который исключает непосредственное воздействие сознания на сферу потребностей и мотивов. Он отрицает взгляд на сознание и волю как на сверхрегуляторы поведения. Потребности может противостоять только другая потребность, причем борьба разыгрывается на уровне порожденных эмоций. Человек детерминирован наследственными задатками и условиями воспитания с точки зрения внешнего наблюдения; вместе с тем он свободен в выборе поступка с точки зрения своего рефлексирующего сознания.

www.georoot.ru


Неполные семьи
Вирджиния Сатир также занималась проблемой так называемых "Особых семей". Под особыми семьями она подразумевала "те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях". [10,75] К сожалению, в наше непростое время увеличивается число таких сем ...

Конфликты. Понятие и сущность конфликтов
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится ...

Подструктура опыта
Подструктуру опыта составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, знания, привычки. Навыками называют автомат ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru