Биофизическое развитие человека
Страница 2

Психология » Биофизическое развитие человека » Биофизическое развитие человека

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Полный жизненный цикл по Э.Эриксону

Стадии

Радиус значимых отношений

Основной выбор или кризисное противоречие возраста

Позитивные

«новообразования» возраста

Деструктивные

«новообразования» возраста

1. Младенчество

Мать

Основополагающая вера и надежда — против основополагающей безнадежности

Базисное доверие, надежда

Уход от общения и деятельности

2. Раннее детство

Родители

Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений

Воля

Навязчивость: импульсивность или соглашательство

3. Возраст игры

Семья

Личная инициатива против чувства вины и страх порицания

Целеустремленность, целенаправленность

Заторможен-ность

4. Школьный возраст

Соседи, школа

Предприимчивость против чувства неполноценности

Компетентность, умелость

Инертность

5. Подростки

Группы сверстников

Идентичность против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

6. Юность

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность против изоляции

Любовь

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений

7. Взрослость

Разделен-ность труда и общий дом

Производительность против застоя, поглощенности собой

Забота, милосердие

Отверженность

8. Старость

Человечест-во – «мой род»

Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения

Мудрость

Презрение

Психосоциальная концепция развития личности (Э.Эриксон)

Стадия

«+»

«-»

Стадия 1 младенчество

базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни

базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти

Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет

автономия, самостоятельность, опрятность, воля

сомнение, стыд, зависимость от других

Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет

инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность

пассивность, подражание образцам, вина

Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет

уверенность в себе, компетентность

неполноценность, неверие в свои силы

Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет

цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми

диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность

Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет

чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь

изоляция, одиночество

Стадия 7 зрелость до 50 лет

творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью

опустошенность, застой, репрессия

Стадия 8 старость после 50 лет

окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость

разочарование в жизни

Страницы: 1 2 3


Основные этапы развития психологической науки
1 этап– Психология как наука о душе – такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап– Психология как наука о сознании – возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основны ...

Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы моти ...

Взаимосвязь психологии с другими науками
Заслуживает специального внимания и выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией в психологии на строй философских систем XVIII-X1X в., или, например, влияние на современ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru