Обратная связь в общении
Страница 9

«После уроков весь класс идет на субботник. Одна из учениц, недавно пришедших в класс из другой школы, Таня, стоит у окна, не уходит. Учительница Валентина Петровна подходит в ней и видит, что та вот-вот заплачет.

В.П.: А что ты отлыниваешь? Быстро на субботник! (подходит к Тане) Что у тебя с лицом?

Т.: (обиженно, зло) Никто здесь меня не любит. У меня здесь совсем не друзей. Я для них ничего не значу и я их всех ненавижу!

В.П.: (наставительно) Ну подумай, что ты говоришь! Ты должна влиться в коллектив, а для этого надо участвовать во всех делах класса.

Т.: (плачет еще сильнее) Они мне дают всякие прозвища . они . Комаров сегодня . (замолкает)

В.П.: (прерывая) Нет, нет, не так все плохо. Возьми себя в руки, ведь ты уже не ребенок. И иди работай месте со всеми! Ну, давай, не задерживайся.

Ведущий задает вопросы: Как Валентина Петровна слушает Таню? Пытается ли она понять ее? Какие чувства испытывает Таня во время разговора? Какие чувства испытывает Валентина Петровна? Каждый участник группы

дает свой вариант поведения учительницы. Группа обсуждает их. Эффективно разыгрывание ситуации. Затем обсуждается предложенный ведущим вариант эмпатического общения.

В.П.: Таня, что случилось? У тебя неприятности? Могу я поговорить с тобой?

Т.: (обиженно и зло) Никто здесь не любит меня. У меня здесь нет совсем друзей. Я для них ничего не значу и я их всех ненавижу!

В.П.: Ты обижаешься и злишься на ребят .

Т.: Они дают мне всякие прозвища . они считают меня сумасшедшей.

В.П.: слушает молча, не вмешиваясь в эмоциональный рассказ (пассивное слушание)

Т.: А Комаров сегодня . (замолкает)

В.П.: Я вижу, что тебе трудно здесь .

Т.: Да, я вообще не хотела бы ходить в школу.

В.П.: Может быть, это было бы и неплохо .

Т.: (успокаиваясь) О, я бы с удовольствием, но моя мама говорит, что это совершенно невозможно, я должна закончить 10 классов как все.

В.П.: Да, и это ощущение безнадежности

Т.: Вот именно, я не знаю, что мне делать .

В.П.: Ты хочешь сказать, что в совершенной растерянности .

Т.: Да, да . (успокаивается)

В.П.: Ты еще что-то хочешь сказать мне?

Т.: Да нет, пожалуй.

В.П.: Ты знаешь, Таня, я рада, что ты поделилась со мной своими переживаниями. Может быть, мы еще поговорим об этом позже, может быть, после работы?

Т.: Да, спасибо, я подумаю об этом. Спасибо.

Проанализируйте, помогло ли эмпатическое слушание создать атмосферу взаимного доверия, принятия и взаимопонимания. Поскольку проблема Тани не может быть решена моментально, В.П. сумела закончить разговор таким образом, что у ученицы возникло ощущение уверенности в том, что учительница не осуждает ее, поможет ей, что Таня может обратиться к ней за помощью.

ЗАНЯТИЕ 6. Трансактный анализ общения

1.

Трансактный анализ общения. Позиции общения.

2. Ситуативно-коммуникативные игры.

3. Психологическое различие между «Я-высказывани- ем» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях.

4. Практические упражнения, ситуативно-коммуника тивная игра.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Общая модель Солсо Этапы обработки информации по Р.Л. Солсо. Изучение человеческого познания мы начинаем с обнаружения сенсорных сигналов потому, что это начальный этап обработки информации, и еще потому, что элементы этого этапа относительно конкретны и осязаемы и их поэтому легче понять. Мы видим, слышим, обоняем, чувствуем вкус, ощу ...

Социальные особенности развития
Социальный ряд развития показывает движение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями и включение в общественно-производственную деятельность. В социальном аспекте рассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжен ...

Взаимодействие памяти и деятельности
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа – прои ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru