Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Страница 5

Психология » Конфликты в детско-родительских отношениях » Причины конфликтов в детско-родительских отношениях

В. Сатир оптимистично замечает, что любая смешанная семья может наладить полноценную семейную жизнь. Это происходит, если супруги окажутся зрелыми и терпеливыми людьми, способными к искреннему, открытому общению. Они должны научиться воспитывать собственных детей и детей другого супруга никем не пренебрегая и никого не обманывая.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.

У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей;

• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование. Программа формирования основ информационной ...

Акцентуации личности
Основные типы акцентуаций. 1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподнятом настроении и требуют этого от окружающих. 2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков. Основными являются черты харак ...

Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общег ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru