Функционально-ролевая совместимость партнёров, (социально-психологический
уровень)Страница 2
Часто рассогласование переходит сначала в скрытый, а затем и в открытый поведенческий конфликт, когда один супруг с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.(29)
Семейные роли можно определить как повторяющиеся и устойчивые права, обязанности и функции членов семьи в семейной кооперации и разделении труда. Они также должны быть непротиворечивыми и согласованными. Система брачно-семейных представлений столь сложна, что несовпадение их далеко не редкость, причём происходит это несовпадение из-за трёх основных причин:
1. Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более уточняются, насыщаются подробностями, поскольку современная семья всё меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. С каждым годом семьи начинают всё более отличаться друг от друга, ибо рост духовного и материального благосостояния позволяет искать новые, разнообразные модели семейных отношениях.
2. Представления в настоящее время часто ограничены какой-либо одной стороной семейной жизни, преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной. Большие расхождения между молодыми мужчинами и женщинами выявились в представлениях о том, каким образом поддерживать хорошие взаимоотношения в семье. Представители сильного пола основную задачу видят в её материальном обеспечении, забывая о моральной и эмоциональной поддержке, а представительницы слабого пола подчёркивают значение этой поддержки.
3. Конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабых знаний представлений друг друга.
Конфликты функционально-ролевые в семейной совместимости более всего проявляются в трёх сферах отношений. Первая из этих сфер – досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере в том, что чем больше супруги ждут от своего свободного времени, тем меньше совпадают их взаимные представления по поводу того, как их проводить. Сфера вторая – хозяйственно-экономические взаимоотношения в семье намерения в организации быта семьи, стремления к разумности, целесообразности, определённому равенству дел мужа и жены неизбежно входят в противоречие с отжившими, но ещё бытующими в обыденном сознании стереотипами, по которым муж – это профессия, дело, а жена – хранительница домашнего очага. Третья сфера – интимные отношения. Конфликт состоит в том, что существует миф о том, что сексуальная гармония зиждется на совместимости физиологии и знании техники интимных отношений. Но в реальности этого не достаточно. Во-первых, в этих отношениях существует много психологического и нравственного. Во-вторых, для описания содержательной стороны интимного поведения современная наука использует понятие сексуального сценария, т.е. имеющейся у каждого система представлений о преобладающей психосексуальной, предпочитаемом типе сексуального объекта, способах удовлетворения полового влечения, условиях места и времени, а также способах символизации и легализации (узаконивания) своего и партнёра сексуального поведения. Расхождение сексуальных сценариев порождает дисгармонию в интимных отношениях. В основе этого лежит специфический конфликт представлений.(8).
Таким образом, функционально-ролевая совместимость основана, прежде всего, на благоприятном соотношении, близости представлений супругов о том, каковы отведённые им роли в семейной жизни, схема отношений, взаимные требования.
Основные понятия по теме позиции общения
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят ...
Применение личностно-ориентированного подхода на
уроках контролирования знаний
Вся данная работа связана с личностно-ориентированным подходом, т.к. в педагогической практике этот подход является основополагающим.
Многие педагоги сравнивают педагогическую деятельность с медицинской, т.к. их объединяет один принцип: «Не навреди». Разница лишь в том, что медик может испортить жизнь в физиологическом плане, а учитель ...
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биол сущность чел. используют для обозначения чел как отдельного представите ...