Социально – психологический климат в коллективе.
Страница 1

Психология » Природа и социальная роль конфликтов » Социально – психологический климат в коллективе.

В трудовом коллективе отношения между его членами обу­словлены двумя факторами: производственной деятельностью (она определяет формальные отношения) и межличностными отноше­ниями (которые определяют неформальные отношения). Состоя­ние неформальных межличностных отношений в трудовом кол­лективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.

Социально-психологический климат коллектива (СПК) всегда характеризуется специфической для современной деятельности лю­дей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого ее участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих людей. А атмосфера той или иной общности или груп­пы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, будничной или праздничной.

Социально-психологический климат может быть положительным (здоровым и благоприятным) и отрицательным (неблагоприятным).

Положительный СПК способствует улучшению экономических показателей деятельности коллектива: росту производительности труда, повышению удовлетворенности трудом членов коллектива, его сплоченности. При отрицательном СПК экономические резуль­таты начинают ухудшаться и в конечном итоге происходит распад коллектива.

Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятного СПК, способствующего продуктивности совместной деятельности людей, являются внимание, расположение, симпатия человека к че­ловеку, а также настроение духовного подъема, жизнерадостности, которые опираются на ясные цели, увлекательные задачи совмест­ной деятельности, обстановка взаимной ответственности и требова­тельности людей друг к другу.

Таким образом, положительные черты СПК — преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания, уважительного от­ношения к человеку, дух товарищества, сочетающиеся с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к другим и к себе.

Значительное влияние на СПК оказывает профессиональная и психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений организации (учреждения) может привести к конфлик­ту и даже развалу коллектива. Совместимость работников проявляется в их способности согласовывать свои действия в различных видах дея­тельности. Психологическая совместимость — это наиболее благопри­ятное сочетание свойств у членов группы, которое обеспечивает успех общего дела и личное удовлетворение от работы. Для достижения со­вместимости надо, чтобы люди по одним важным характеристикам были сходны между собой, а по другим — дополняли друг друга.

Положительный СПК — важнейшее условие развития творче­ской инициативы работников. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Для повышения производительности труда и удовлетворения людей жизнью руководитель должен заботиться о социально-психо­логическом климате коллектива.

При изучении СПК важно выявить преобладающие настроения. Ничто так не способно мешать делу, как постоянное отсутствие на­строения для работы, что сильнее снижает производительность тру­да, чем даже отсутствие механизации. Если в коллективе преобла­дают неприязнь, вражда, непонимание, то в нем идут бесконечные и бесполезные споры, проявляющиеся в стремлении сводить счеты. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить наиболее агрес­сивных людей. На них необходимо сосредоточить воспитательное воздействие.

Для изучения психологического климата в коллективе и его оцен­ки применяют несколько методов. Один из них — анкетирование.

Заключается этот метод в следующем. Членам коллектива выдают анкеты, построенные в виде таблицы, показанной в табл.

Таблица

Характеристика психологического климата

Позитивные характеристики

Оценка

Негативные характеристики

1

2

3

Преобладает добрый жизне­радостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

Доброжелательность во взаи­моотношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношени­ях, агрессивность, антипатия

Членам коллектива нравится быть вместе

Члены коллектива не любят""" находиться вместе

Успех и неудачи товарищей вызывают сопереживание

Успехи вызывают зависть, неудачи — злорадство

Члены коллектива с уважени­ем относятся друг к другу

Каждый нетерпим к мнению сослуживца

Один — за всех, все — за одного

Каждый сам за себя

Чувство гордости за коллек­тив

Равнодушие друг к другу

Каждый активен и энергичен

Каждый инертен и пассивен

Совместные дела всех увлека­ют

Члены коллектива не любят совместную работу

В коллективе справедливо относятся друг к другу

Коллектив распадается на привилегированных и отверженных

Страницы: 1 2


Ранний возраст (1-3 года)
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирован ...

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Дошкольный возраст 3-7 лет. Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ действовать в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру ...

Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности
Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего, данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в Y, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп. Групповая динамик ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru