Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе
Страница 5

Психология » Управление конфликтами в педагогическом коллективе » Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт.

Вопрос о функциях конфликта в литературе рассматривается в рамках двух взаимно исключающихся парадигм: восприятия конфликта как диалектически-созидательного фактора (наиболее распространена) и представления о конфликте только как разрушительного явления. Волков Б.С. и Волкова Н.В. считают, что в одних случаях они могут влиять положительно и на личность и на группу, развивая, совершенствуя их. Но может быть и отрицательное влияние конфликта [10].

Они приводят такие виды функций:

Позитивные

На личность

На группу

Познание друг друга участниками контакта (своих интересов и интересов другого)

Устранение противоречия в функционировании группы

Ослабление психической

Напряженности

Толчок к изменению и развитию системы (дорога к инновациям)

Стимуляция активности человека. Улучшение качества деятельности

Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)

Повышение авторитета в случае

правильного поведения

Сплачивание единомышленников

Негативные

На личность

На группу

Ухудшение настроения

Нарушение межличностных отношений

Ощущение насилия

Ухудшение социально-психологического климата

Ухудшение качества индивидуальной деятельности

Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)

Закрепление социальной пассивности личности

Снижение сплоченности группы (дух конфронтации заставляет бороться, а не решать проблемы)

Угроза здоровью

Угроза жизни и здоровью людей

В многообразии последствий конфликтов реализуются некоторые общие их функции. Представление о них у конфликтологов неоднозначное. Некоторые ученые насчитывают около 30 функций конфликта. Ростовский исследователь Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, «отвлекаясь от различий материального и духовного свойства», отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую» [24].

Реализация потенциальных позитивных возможностей конфликтов оказывается успешной при условии признания их целесообразными, плодотворными как нормального состояния общественных отношений [25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Результаты исследования и выводы
Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являя ...

Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного пере ...

Сравнительный анализ полученных результатов, корреляционный анализ
Рассчитаем в обоих группах по каждой методике средние значения и среднеквадратичные отклонения. Средние значения рассчитываем по формуле средней арифметической простой: где хi – значение показателя у i-го испытуемого; n – испытуемых в группе. Среднеквадратичное отклонение рассчитывается по формуле: Результаты методики № 1 «Обра ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru