Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.
Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:
1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;
2) осознание путей к достижению цели;
3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.
Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.
Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.
Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:
1) возникновение побуждения;
2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;
3) осознание ряда возможностей достижения цели;
4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
5) стадия обсуждения и борьба мотивов;
6) принятие одной из возможностей в качестве решения;
7) принятие решения;
8) осуществление принятого решения;
9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Оценка авторитарной личности
Сама по себе авторитарная личность - ни плоха, ни хороша. Чтобы оценить «хорошесть» авторитарной личности - нужно знать те цели, которые авторитарный человек ставит перед собой. Если реальные цели (а не только заявляемые на словах) самые благородные, красивые и светлые: научить жить свободно и вне шаблонов, научить творчеству и активной ...
Мыслительные операции
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несуществен ...
Функции анималотерапии
С.Д. Деребо и В.А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:
1) Психофизиологическая функция.
Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когд ...