Введение
Страница 1

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.

Чем дальше в глубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегиз- Баева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С.Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие.

Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. – Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности».

Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, -это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев

А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе.

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой.

Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием;

признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами

Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

Страницы: 1 2


Какие вы знаете психологические барьеры общения.
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. Перечислим психологиче ...

Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или ...

Понятие интеллекта
Интеллект– относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости. Он тес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru