Взаимосвязь психологии с другими науками

Психология » История психологии как наука » Взаимосвязь психологии с другими науками

Заслуживает специального внимания и выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией в психологии на строй философских систем XVIII-X1X в., или, например, влияние на современные философские течения идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощутимым было влияние психологии и на развитие конкретных наук. Достаточно упомянуть, что успехи педагогики непосредственно зависели и зависят от достижений в области психологии. В частности, педагогические идеи К.Д. Ушинского были тесно связаны с развитием современной ему психологии. Медицина, естественные науки, особенно такие их разделы как анатомия, физиология, психиатрия и др. также принимали на вооружение отдельные психологические идеи и принципы. Например, общая идея о локализации психических функций проникла в анатомию и физиологию из психологических воззрений Демокрита и Платона. Предложенная Ф. Пинелем классификация душевных болезней имела психологические основания.

Вместе с тем психология сама испытывала влияние со стороны других областей знаний, и ее исторические судьбы во многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук, включая философию, отдельные отрасли естествознания и медицины.

К настоящему времени сложилось более 100 специальных и прикладных отраслей психологии. Их образование является примером современных форм взаимных контактов психологии с комплексом философских, социальных, естественных и технических наук.

История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

История психологии в известном смысле - это логическая память науки и в этой своей кумулятивной функции, т.е. функции сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний, она учит научной осторожности, строгости, предостерегает от прошлых ошибок и повторных открытий. Однако здесь следует иметь в виду, что история психологии не есть простое хранилище, в котором собраны и механически объединены научные сведения, она всегда есть логическое преобразование, реконструкция, и в этом смысле история психологии есть единство логического и исторического.


Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума – это, прежде всего, процесс их взаимоотношений. В по ...

Основные теории мышления в западной психологии
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий. 1. Ассоциативная Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мышления, его ...

Факторы трудовой деморализации
Деморализация в широком смысле слова – это процесс психического разложения человека, переход его на более низкую стадию психического развития, вызванный различными внешними и внутренними факторами. Причин деморализации достаточно много.Учёные Майкл Вудкок и Дэйв Френсис, исследуя политические, социальные, экономические и психологические ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru