Закономерности развития мотивационной сферы личности
Страница 4

Психология » Направленность и мотивы деятельности личности » Закономерности развития мотивационной сферы личности

Очевидно, что требуются критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению.

Три направления исследования мотивации в психологии.

Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч. Дарвина. Эта теория нанесла существенный удар по существовавшим представлениям об источниках человеческой активности, выводимых главным образом из его сознания и разума. Причем приписывание человеку разумности, рациональности, свободы воли еще более усиливалось за счет признания машинообразности, инстинктивности поведения животных. Эти идеи брали свое начало еще у Платона в принципе гедонизма при объяснении человеческого поведения. Этот подход нашел довольно яркое подтверждение в сформулированной И. Бентамом теории утилитаризма, утверждавшей стремление к максимизации пользы главным двигателем человеческих поступков. Это учение имело отзвук и в экономических теориях того времени. www.guidebanking.ru

Теория эволюции серьезным образом пересмотрела противопоставление разумности, свободы воли, приписываемой человеку, и машинообразности, инстинктивности поведения животных, утвердив наличие исторической связи между развитием человека и животных. Теория Ч. Дарвина стала основанием развития трех линий разработки проблемы мотивации.

Первый подход трактовал человека как высшее животное. Отсюда показывалось, что развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, что свидетельствовало о зачаточных формах интеллекта у последних. Таким образом, были начаты исследования поведения животных.

И. П. Павлов и Э. Торндайк оказали наибольшее влияние на разработку данного подхода. Одно из основных направлений, сложившихся в рамках данного подхода, — это психология научения, которая представлена работами К. Халла, О. Маурера, К. Спенса, а также Э. Толмена. Взгляды Толмена, касающиеся теории ожидания, противоположны принципу «драйв — навык» Халла. В этом отношении работы Толмена надо отнести к линии исследования мотивации, представленной в работах К. Левина (см. ниже).

Второй подход. Если между человеком и животным имеются общие биологические корни, то инстинктивные тенденции, обычно приписываемые животным, имеют место и у человека.

Данное положение было реализовано в двух направлениях. Одно направление — это теория инстинкта В. Макдаугала, который при изучении человеческого поведения во главу угла поставил понятие «инстинкт» (данное понятие вводил еще У. Джеймс). Однако он рассматривал инстинкт узко, не включая эмоциональные проявления, а механизм функционирования сводил к автоматическому типу поведения. Макдаугал стал толковать инстинкт расширительно и включил познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты в его структуру. Кроме того, позже он стал понимать инстинкт (уже под названием «склонность») как форму целенаправленной активности. Взгляды Макдаугала об инстинкте нашли свое развитие в «психогидравлических» моделях мотивации этологов (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.).

Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, — это исследование собственно человеческой мотивации (динамические теории мотивации). На разработку этого направления оказали влияние взгляды 3. Фрейда, который искал источники человеческой активности в бессознательных влечениях. Кроме Фрейда, Н. Ах и К. Левин внесли заметный вклад в разработку данной проблемы. Если Ах постулировал влияние неосознаваемых «детерминирующих тенденций» на мыслительный процесс, то Левин обосновывает наличие мотивационных тенденций, детерминирующих актуальное поведение. В рамках этого направления сложились три основные линии исследований человеческой мотивации:

1) исследование мотивации в рамках теории личности,

2) ориентация на факторы ситуации при исследовании мотивации,

3) исследование мотивации как взаимодействия «личность— ситуация».

Все эти линии претерпели влияние взглядов Левина. Однако исследование мотивации как взаимодействия «личность— окружение» является непосредственным развитием динамической теории мотивации К. Левина.

Третий подход — наличие внутривидовой изменчивости как фактора, способствующего приспособлению к среде, — положение, которое подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий. Вначале это были исследования, проведенные для измерения индивидуальных различий у людей Ф. Гальтоном, А. Бине, Л. Терменом и др. При исследовании мотивации это положение было реализовано в трудах Г. Мюррея (1938), Д. М. Кеттелла (1950) и др. Однако теоретические позиции, из которых исходят эти авторы, в целом относятся к направлению исследования человеческой мотивации, к примеру теория мотивации Мюррея имеет истоки во взглядах Фрейда и Левина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Выводы
Возраст ранней юности (14-15 лет) – это особая пора, знаменующаяся завершением перехода от детства к взрослости. В биологическом плане возраст 14-15 лет является одним из главных периодов роста и формирования организма: изменение нервной и эндокринной систем и как результат – значительные физические изменения (увеличение роста и массы ...

Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности. История изучения девиации
В конце XIX – начале XX вв. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Ц. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека [6, с. 68]. У. Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что озна ...

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Обучение психологии в средних учебных заведениях. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распростр ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru