Потребности
Страница 2

- по сферам жизнедеятельности общества (потребности материальные, духовные, социальные, политические);

- по объекту удовлетворения (потребности институциональные, личностные);

- по субъекту удовлетворения (потребности общечеловеческие, групповые, индивидуальные);

- по сферам жизнедеятельности личности (потребности физиологические, интеллектуальные, психологические);

- по циклам (потребности суточные, годовые).

Среди потребностей индивида проф. Бестужев-Лада выделяет следующие:

1) самосохранения (питание, одежда, жилище, здоровье, секс);

2) самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе привычного образа жизни);

3) самоутверждения (коммуникация, социальные гарантии, статус, обеспечение, эффективность социальных институтов, дружба, любовь);

4) саморазвития (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);

5) самовыражения (творчество, активность, деятельность).

Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:

- биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);

- личностные (обеспечивают правильное развитие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни;

- индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).

Выраженность тех или иных потребностей личности позволяет говорить об ее потребностном профиле.

Иерархия потребностей

Потребности человека развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.

Существует иерархия различных потребностей: от самых примитивных - до самых утонченных. Это показал Маслоу в своей иерархической теории потребностей. Причем высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.

Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любви, принадлежности к группе), в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.

Рассмотрим некоторые из этих потребностей:

1) Стремление избежать боли.

Это одна из важнейших естественных (физиологических) потребностей человека.

Боль выполняет функцию сигнала (сообщает о повреждении или угрозе повреждения ткани). Однако мозг способен блокировать сигнал, идущий от поврежденной зоны. Это бывает в случаях: а) когда человек всецело сосредоточен на каком-то деле; б) при сильном стрессе; в) иногда после приема плацебо; г) в состоянии гипноза.

Боль так же является и стимулом поведения человека, создавая мотивационное состояние. Реакция на боль появилась в процессе эволюции относительно поздно и свойственна, в основном, млекопитающим. Интенсивность этой реакции в большей ступени зависит от болевых ощущений, пережитых данным индивидуумом в прошлом, и от сформированности реакции избавления от болевых раздражителей.

2) Потребность в уважении, самоуважении.

Эта потребность может выражаться по-разному (желание занять достойное место среди других, желание признания окружающих, желание быть независимым и пр.), поскольку связана с событиями, пережитыми в молодости.

В зависимости от того, как относились родители к проявлению самостоятельности у ребенка (поощряли или мешали), человек, став взрослым, либо достаточно уверен в себе, либо сильно зависит от мнения окружающих.

3) Потребность в самореализации.

По мнению Маслоу, врожденное стремление к развитию присуще каждому человеку, который старается применить свои потенциальные возможности. Эта основополагающая мотивация может проявиться у тех, кто уже достиг определенного уровня самоуважения.

Действительно, если удовлетворены физиологические потребности (есть, пить, спать, и т.п.), потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.), потребность в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежность к группе, в которой с тобой считаются и т.п.), то в поведении человека могут возникнуть новые черты, невозможные прежде.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов
Сначала рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей и жизненных сфер по методике "Морфологический тест жизненных ценностей". Рассмотрим влияние фактора возраста на значимость для человека жизненных ценностей. Статистический анализ приведем подробно. Сформулируем статистические гипотезы. ...

Классификация методов психологического исследования
Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Методы психологии: 1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования): - сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п. - лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяже ...

Психология умствуенно отсалых детей
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов [6; c. 17]. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru