Характеристика факторов, влияющих на развитие мышления личности
Страница 6

Психология » Психологические особенности профессионального мышления » Характеристика факторов, влияющих на развитие мышления личности

При переходе от образно-чувственного мышления к понятийно-логическому первое не исчезает, но подчиняется второму, первое как бы «обслуживает» его, составляя основу общих умозаключений, а также используется при внедрении логических выводов в жизнь. На переходе от второй стадии развития мышления к третьей отрицание с сохранением проявляется в том, что мышление, которое проявлялось в словах и в действиях в качестве основного, т. е. рассудочное, понятийно-логическое, становится важным лишь в качестве стадии творчества, оно подготавливает интуитивные движения, которые, в свою очередь, становятся основными, теперь уже им придается наибольшее значение и «отдается право» руководить поведением. Рассудочное мышление, если так можно выразиться, «оттесняется от центральной части сознания», оно лишается права руководить поведением, в этом проявляется его отрицание, но оно продолжает играть роль необходимого звена в подготовке интуитивных движений, в этом проявляется его сохранение. Изменение соотношения психологических функций осуществляется с помощью эмоций. Эмоции выделяют новое (интуитивно-эвристическое мышление), подчеркивают его значение для человека, они же «свергают власть» других форм мышления, отодвигают их, ограничивая их значение и действие. Эмоции выполняют переключающую роль, меняют соотношения функций мышления с поведением и с организмом в целом. Это переключение по сути имеет психофизиологический характер. Поэтому на начальных стадиях освоения творчества эмоции часто бывают сильными. Лишь со временем то, что обозначается нейтральными словами «отрицание с сохранением», приобретает спокойные формы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биол сущность чел. используют для обозначения чел как отдельного представите ...

Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе уч ...

Тест «Несуществующее животное»[13]
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru