Психологические особенности личности военнослужащих,
получивших ранения и увечья в Чеченской республикеСтраница 3
Трансформация личности может возникнуть после первого убийства врага или после гибели друга. Первичная реакция на такую травму может быть внешне незаметной или сопровождаться острой психической дезорганизацией. После возвращения с войны остаются привычка оценивать окружающее с точки зрения потенциальной опасности, и малейшая провокация может внезапно вызвать агрессию. Частые дисфории приводят к алкоголизации и снижению работоспособности[27].
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР)
Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства
можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.
К основным (первичным) симптомам
синдрома ПТСР относятся[28]:
· нарушение сна;
· патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);
· неспособность вспомнить – амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);
· сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);
· сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).
Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого[29].
К стрессорам такого рода, в частности, относятся:
· серьезная угроза для жизни или физической целостности,
· вынужденное, как это бывает на войне, убийство человека,
· серьезное физическое повреждение (ранение),
· смерть или калечащее ранение сослуживца[30].
Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности[31].
Длительность первичных симптомов — по крайней мере, один месяц.
К вторичным симптомам ПТСР
, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:
· депрессию,
· тревогу,
· импульсивное поведение,
· алкоголизм (токсикоманию),
· соматические проблемы,
· нарушение чувства времени,
· нарушение ЭГО-функционирования[32].
Для ПТСР у раненых характерны пять фаз
: начальное воздействие; сопротивление (отрицание; допущение) подавление; декомпенсация; совладение с травмой и выздоровление.
Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, MMPI, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), Миссисиппская шкала пост-боевых стрессовых расстройств Т. Кина (1988) и ряд других[33]. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.
В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний[34].
Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам:
1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод.
2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и кон ...
Особенности организации и методика проведения занятий по психологии
(лекция, семинарские и практические занятия).
Лекция – обобщенный, систематизированный материал. Оказывает эмоциональное воздействие, является одним из трудных методов преподавания.Преподаватель выступает одновременно в нескольких ролях: ученого; педагога; оратора (убеждает); психолога (устанавливает контакт).
Функции лекции: информационная;стимулирующая, воспитывающая; познавател ...
Эмпирическое исследование влияние развода как кризисной ситуации в семье на
развитие личности ребенка. Методы, процедура и объект
исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволяет сравнить самочувствие, активность, настроение детей из полных и семей, переживших развод.
Методика САН предназнач ...