Семья как важнейший фактор в решении проблемы

Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [2, с.256].

Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

Безнадзорные дети – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет свои связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения [10, с.321].

Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [10, с.322 ].

Среди этих детей отмечается резкий рост социальной дезадаптации. Дети и подростки нюхают клей, употребляют алкоголь, принимают наркотики, бродяжничают, совершают противоправные действия. Здоровье безнадзорных детей сильно подорвано различными хроническими заболеваниями, они отстают в психическом, физическом, интеллектуальном развитии, имеют склонность к суициду. Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Они проявляют агрессивность в общении со своими сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению к старшим. Взрослея, эти дети все чаще преступают нормы закона. Проанализировав истоки деформации в семье, можно сделать один важный вывод, что корни этого явления лежат и в искаженном понимании целей воспитания, и в проявлении или отсутствии родительского авторитета, а также в методах воспитания. При этом негативно воздействующая сила на воспитание и развитие детей заключена в супружеских конфликтах и неверно построенных детско-родительских отношениях. Ведь, с одной стороны, семья может быть источником эмоциональной поддержки, физического и психологического восстановления ребенка от жизненных нагрузок, а с другой - источником психологических стрессов, нервных расстройств и различного рода отклонений в развитии детей.

Некоторые семьи не только не выполняют по отношению к детям свои обязанности, но и являются фактором, деформирующим их социальное, индивидуальное, интеллектуальное и нравственное развитие. Поэтому в числе острых проблем, требующих первоочередного решения, на первый план вышла безнадзорность детей и подростков. От нее недалеко и до наркомании и токсикомании, детских правонарушений и преступлений.

Одним из выходов в данной ситуации является максимальное приближение сферы социального обслуживания к населению, что будет способствовать процессу восстановления, развития, поддержания социальной жизнедеятельности семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Сочетание различных форм помощи, выявление кризисных ситуаций и оперативное реагирование дают возможность сделать новый шаг в создании системы социальной помощи детям и семьям. При этом особое внимание должно уделяется контролю за результативностью работы с тем, чтобы при необходимости пересмотреть план и программу реабилитации, обратиться к другим, более эффективным средствам достижения результатов.

При этом ведущим аспектом становится время — чем раньше ребенок включается в систему оздоровительно-реабилитационной работы, тем успешнее его социализация, тем больше вероятность компенсации недостатков развития и преодоления факторов, обусловливающих семейное неблагополучие.

Анализируя современное состояние помощи детям семей группы риска, следует отметить, что на основе такой помощи лежат следующие принципы:

· установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами;

· вовлечение родителей в раннее вмешательство;

· использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях;

· использование семейной системы воздействия [4, с.253].

Первая, основная, задача раннего вмешательства связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, входящего в группу риска, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка и семьи. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, раннее вмешательство нацелено на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Таким образом, можно заключить, что раннее вмешательство подразумевает работу с ребенком, начиная с раннего возраста, и направлено на поддержку семьи, включающую партнерство семьи и профессионалов, раскрытие семейного потенциала, изучение способа функционирования конкретной семьи и выработку индивидуальной программы, соответствующей ее потребностям и стилю жизни. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что создание эффективной системы взаимодействия, основанной на объективности, своевременности, конструктивности, дает устойчивый положительный результат в социальной работе с семьей и детьми.


Семья как социальный институт
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение че ...

Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стре ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения. Описание выборки и методик исследования
Для исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности у авторитарного типа в межличностных отношениях использованы методики дом и PSRС, была подобрана группа в количестве тридцати двух человек от 20 до 45 лет, из них 13 женщин и 19 мужчин, 14 человек состоят в законном браке, 12 человек холосты, 2 человека в гражданском браке, 1 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru