Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.Страница 3
д) Задатки и способности
1.Понятие о задатках
Советские психологи считают ( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают , что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.
Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности. Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.
Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что , очевидно, не безразлично для функционирования головного мозга, и , в частности для проявления способностей.
2.Типы нервной деятельности как задатки
Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.
Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая , по мнению В. Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.
Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям. И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.
История изучения эмоций
Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, ...
Результаты опытно-экспериментальной
работы
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля
поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1)
Таблица 1.
Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации (МОУ СОШ)
№ п/п
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление ...
Деятельность
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Рис. 3. Основные характеристики деятельности
Виды деятельности
Деятельность
Характеристика
ВЕДУЩАЯ
Одна из категорий ...