Тестирование
Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.
Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик - тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований - типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.
Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).
Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).
Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным есть субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.
Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.
Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:
а) типологические опросники, которые разработанные на основе определения типов личности и разрешают отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;
б) опросник черт личности, которые определяют выраженность черт - стойких личностных признаков;
в) опросник мотивов;
г) опросник ценностей;
д) опросник установок;
е) опросники интересов;
Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.
Последний этап экспериментально-психологического исследования обязательно включает в себя написание заключения по полученным результатам.
Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в
отечественной и зарубежной школах
Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Классификация неврозов: 1) неврастения; 2) не ...
Интеллектуальное тестирование
Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем оценивалось развитие таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила в ...
Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и
выявлению лиц склонных к суициду
Внимательно относитесь к появлению у военнослужащих указанных признаков. Особенно, если они проявляются неоднократно.
Систематический изучайте морально-психологический климат коллектива, индивидуальные особенности военнослужащих.
Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать дей ...
