Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии
Страница 4

Основы психологии » Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии

3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса.

Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Идеи Фестингера предшествующие его теории. Идея социального сравнения – каждый человек обладает потребностью оценивать самого себя. Реализация этой потребности связана с социальной реальностью. Социальная реальность создается групповым согласием (групповой консонанс).

Основным способом проверки мнения человека об окружающих и о самом себе это сравнение своего мнения позицией других людей. Сравнение будет устойчивым, если его мнение и мнение группы сходны и наоборот. Вывод – при незначительном расхождении мнений человек более охотно поменяет свою точку зрения на групповую и наоборот.

На базе этих идей Фестингер начинает создание своей теории когнитивного диссонанса. Основные положения: 1. Каждый человек имеет потребность в знании о себе, оно должно быть связным, последовательным и непротиворечивым. 2. Суть теории – люди стремятся к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то он постарается представить это противоречие как непротиворечие. Диссонанс между когнитивными элементами.

Основной вопрос, – каким образом проявляется стремление уменьшить диссонанс? Фестингер предлагает три способа: 1. Способ – уменьшение диссонанса возможно за счет изменения поведения. 2. Способ – это изменение знания. 3. Способ – осторожное отношение к новой информации, например, ее игнорирование.

Далее Фестингер вводит понятие «когниция» как определенные элементы когнитивной структуры, которые делятся на два вида. 1. Вид – когниции, которые относятся к поведению. 2. Вид – когниции, относящиеся к среде. Отношения между когнициями могут быть 3-х типов: 1. Отсутствие связи между когнициями. 2. Отношение консонанса между когнициями. 3. Отношение диссонанса между когнициями.

Определение диссонанса – когниции х и у находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из отрицания другого. Не х следует из у. Человек должник покупает дорогую машину. Человек должник – это у; не х – это машина.

Природа диссонанса: здесь Фестингер отвечает на вопрос – что значит следует в предыдущей схеме? Он выделяет 4 источника диссонанса: 1. Логическая непоследовательность. 2. Несоответствие когниций культурным образцам (общество). 3. Несоответствие данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (группы). 4. несоответствие прошлому опыту. Три последнии ситуации основаны на нелогической природе не следования.

Далее Фестингер задается вопросом что такое не х? Очень высокая неопределенность этого понятия приводит к тому, что факт диссонанса очень сложно зафиксировать и поэтому возникает ситуация неявного диссонанса.

Страницы: 1 2 3 4 


Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение ...

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга "Очерки по теории восприятия" (1862). В этих "Очерках" Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1 ...

Связь стиля педагогической деятельности с дезадаптацией школьников. Анализ влияния стиля педагогической деятельности на дездаптацию школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как «психологическая готовность к школе». Специфика группы ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru