Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие способности- определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интелл способности, развитая память, речь и т.д. Специальные способности – определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести муз, метем, лит, и др.

В зависимости от продуктивности деят или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные – влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, т.е на эффективность обучения. Творческие способности- определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творч в различных областях жизнедеят чела. Именно они обеспечивают соц процесс.

В зависим от уровня развития способн выд одаренность-совокупность способностей, обуславлив особенно успешную деят чела в опред области и выделяющих его среди др лиц выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич, а сколько в кач плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

Способности всегда сопрячжены с псих функц чела: памятью, вним, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслит, имажитивные (воображение), мнемические, аттенционные, эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в стр-ру способностей разных специалистов. Интел спобосности, Проф пригодность, спец способности

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в способностях.

Способности и наследственность. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкрентых приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития способностей – формирующая среда, побуждающие задачи – возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением способностей. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.

Страницы: 1 2 


С помощью чего осуществляется социальный контроль?
Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же напротив, собственным усилиям и способнос ...

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Деятельность — те специфические процессы, ко ...

Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников ОВД
Конфликты в служебной деятельности сотрудников ОВД могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным исследователей 49,6% всех конфликтов между сотрудниками происходит между равными по должности, причем руко ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru